• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В программе стажировок ВШЭ для работников других вузов приняло участие уже более тысячи человек

Мария Юдкевич, Никита Анисимов, Зульфия Садыкова, Анна Гармонова, Вадим Радаев

Мария Юдкевич, Никита Анисимов, Зульфия Садыкова, Анна Гармонова, Вадим Радаев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Зульфия Садыкова, ведущий инженер отдела инновационной деятельности Башкирского госуниверситета, ставшая 1000-м стажером программы «Университетское партнерство» НИУ ВШЭ, встретилась с ректором Вышки Никитой Анисимовым. Новостная служба портала побеседовала с Зульфией и узнала о том, почему она пошла на стажировку в НИУ ВШЭ. Рассказываем также о том, как развивается программа «Университетское партнерство».

Во встрече, которая состоялась 2 декабря, также приняли участие первый проректор ВШЭ Вадим Радаев, проректор ВШЭ Мария Юдкевич, директор Центра научной интеграции ВШЭ Юлия Фалькович и директор Центра университетского партнерства ВШЭ Анна Гармонова.

Юлия Фалькович, Зульфия Садыкова
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Ректор, поздравляя Зульфию Садыкову, рекомендовал ей по итогам стажировки адаптировать полученные знания и навыки к процессам в Башкирском госуниверситете (БашГУ), в котором она работает. По его словам, этот труд — не на короткую дистанцию, быстро реализовать новые планы может не получиться. Работа с молодыми учеными — непростое дело, здесь нужен системный подход, отметил Никита Анисимов и пожелал Зульфие успехов в этом.

Как рассказала новостной службе портала Зульфия Садыкова, отправной точкой в поисках возможностей повысить профессиональный уровень стал тот факт, что в 2020 году ее избрали председателем Совета молодых ученых Башкирского государственного университета: «Одна из задач совета — вовлечение студентов в научную, инновационную и проектную деятельность. В ходе работы я поняла, что моих знаний, навыков и инструментов недостаточно для того, чтобы привлечь ребят, объяснить им, что наука — это интересно и здорово. И я начала искать направления для собственного развития».

Зульфия стала участником команды БашГУ, которая прошла дистанционный образовательный курс ВШЭ «Университеты как think tank регионов» в рамках программы «Университетское партнерство». Этот курс входит в число самых популярных дистанционных цифровых стажировок вместе с «Карьерным развитием выпускников», «Новыми вызовами и возможностями международного сотрудничества», «Техниками преподавания в дистанционном режиме», «Третьей миссией университетов» и другими.

Зульфия Садыкова
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Зульфия говорит, что в ходе групповой цифровой стажировки стало очевидно: преподаватели и сотрудники Вышки обладают навыками и компетенциями, которые ей были нужны. И поэтому она решила пойти еще и на индивидуальную очную стажировку «Поиск эффективных методов и инструментов вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность» к Юлии Фалькович, директору Центра научной интеграции ВШЭ.

«Я заинтересована в личном взаимодействии. Мне хочется окунуться в другую, непривычную для меня среду, для того чтобы включились новые возможности у меня как у личности, у профессионала», — отмечает она.

Вышкинская программа предназначена для преподавателей, исследователей, административных сотрудников и аспирантов любых российских вузов (за исключением зарегистрированных в том же городе, в котором расположен соответствующий кампус НИУ ВШЭ). Возрастных ограничений нет. Срок стажировки — до двух месяцев. Программа стажировок является частью большого проекта «Университетское партнерство», обеспечением функционирования которого занимается Центр университетского партнерства ВШЭ.

Руководитель центра Анна Гармонова рассказала новостной службе, что первые участники программы стажировок появились в сентябре 2019 года, а во время пандемии сформировался новый формат — групповые дистанционные стажировки, — который остается востребованным и сегодня.

Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства ВШЭ

Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства ВШЭ

Поначалу стажировки были только очными. Затем в период локдауна ситуация потребовала нового подхода, и в центре был разработан дизайн цифрового группового формата. Было ясно, что нужно работать институционально, мы стали рассказывать о программе руководителям вузов, в результате интерес стал бурно расти. Когда все вернулось в привычное русло, мы думали, что завершим цифровые групповые занятия. Не тут-то было. Сейчас у нас 37 предложений по разным трекам, по две, три, четыре стажировки в день, и очередь до марта.

За прошедшие два года в программе стажировок приняли участие 1086 стажеров, представляющих 220 организаций из 68 субъектов Российской Федерации. Из общего числа организаций, участвующих в программе, 7% — это федеральные университеты, 13% — опорные вузы региона, столько же научно-исследовательских университетов, оставшиеся 67% приходятся на другие организации.

В топ-10 университетов-участников входят Тамбовский государственный технический университет, Ставропольский государственный аграрный университет, Омский государственный университет, Севастопольский государственный университет, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Сибирский федеральный университет и другие. Среди регионов в лидерах Ивановская область, Иркутск, много участников также из Татарстана, Крыма, Красноярского края. В числе стажеров немало кандидатов и докторов наук.

Анна Гармонова отмечает, что интерес к стажировкам постоянно растет, круг университетов и организаций, участвующих в программе, расширяется. Например, к программе подключились вузы из стран ближнего зарубежья, а в России — Благотворительный фонд Владимира Потанина.