• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Ноябрьский выездной семинар для молодых руководителей ГУ-ВШЭ

С 17 по 20 ноября в подмосковном пансионате Бекасово проходил выездной семинар для молодых руководителей ГУ-ВШЭ, организованный Управлением академического развития. С участниками семинара, приехавшими из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Перми, встречались представители руководства университета – ректор ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминов, проректоры В.В. Радаев, С.Ю. Рощин, директор по финансовой работе Е.М. Юдина, директор по академическому развитию М.М. Юдкевич и директор Программы развития И.Г. Карелина.Прочесть подробнее о прошедшем выездном семинаре, а также посмотреть фотографии можно на нашем сайте.

 

С 17 по 20 ноября в подмосковном пансионате Бекасово проходил выездной семинар для молодых руководителей ГУ-ВШЭ, организованный Управлением академического развития. С участниками семинара, приехавшими из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Перми, встречались представители руководства университета – ректор ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминов, проректоры В.В. Радаев, С.Ю. Рощин, директор по финансовой работе Е.М. Юдина, директор по академическому развитию М.М. Юдкевич и директор Программы развития И.Г. Карелина.

Мероприятие проводилось для того, чтобы дать возможность молодым университетским администраторам обсудить с руководством университета проблемы менеджмента в академической среде и познакомиться друг с другом. Выступления на семинаре были довольно неформальными, что делало обсуждение серьезных вопросов «живым», как это свойственно корпоративной культуре «Вышки».

Открыл серию семинарских выступлений первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев. Вадим Валерьевич в рамках темы «Планирование и развитие карьеры в условиях университета» рассказывал не просто о правильном распределении времени, но в целом об особенностях деятельности менеджера в сфере образования. Академическая работа, так или иначе, подразумевает триединство преподавания, исследования и администрирования. По словам проректора, выполняя административную работу в университете, нельзя не воспринимать университет, как собственный проект. В то же время преподавание необходимо в качестве «живой» связи со студентами в рамках этого проекта, а исследование – для поддержания должного профессионального «тонуса».

Особенностью управленческой карьеры в университете является риск вытеснения администрированием академической деятельности. Поэтому сложность состоит не в вопросе организации работы, а в расстановке внутренних приоритетов и нечеловеческой воли, связанной с отстаиванием этих приоритетов перед лицом срочных, но менее важных задач.

Тема планирования карьеры в университете была продолжена выступлением «Финансовые аспекты университетского управления» директора по финансовой работе в ГУ-ВШЭ Елены Юдиной. Елена Михайловна поделилась с участниками семинара основными принципами финансирования ГУ-ВШЭ. Были освещены главные статьи доходов: высшее профессиональное образование и фундаментальные исследования. Также были приведены некоторые факты о процессе формирования финансового плана. Слушатели успели задать довольно много вопросов о повышенных и социальных стипендиях, о координации выплат и выделении средств в филиалы и т.д., и получили довольно развернутые ответы.

В четверг ректор университета Ярослав Кузьминов выступил на семинаре, рассмотрев тему «Стратегические задачи управления и профессиональные цели управления». Молодые руководители задали ректору ряд вопросов. Среди них был, например, вопрос о разумной степени бюрократизации. Ректор охарактеризовал данный процесс как неотъемлемое свойство любой большой организации. Ярослав Иванович выразил мнение, что бюрократизацию «не надо стремиться устранить, ее следует оптимально организовать». Отвечая на вопрос об ответственности университета перед сотрудниками, ректор рассказал о планировании в будущем расширения медицинских и пенсионных обязательств со стороны университета. Также была упомянута нацеленность университета на поддержание атмосферы, в которой бы сотрудникам «было приятно находиться». По словам ректора, человек в первую очередь должен не чувствовать себя ущемленным и иметь горизонт карьерного роста. В ходе обсуждения была сформулирована идея о прямой связи между эффективностью организации и целеустремленностью работающих в ней людей, которые, помимо всего прочего, могут при необходимости консолидироваться вокруг ключевых проектов.

Первый проректор Сергей Рощин логически продолжил выступление ректора, рассказав об «особенностях управления в академической среде». Проректор начал со специфики определения результативности в университетской деятельности, поскольку критерии здесь не совсем понятны и объективно сложны, и нет четких сигналов со стороны рынка о том, какими они должны быть. В заданных условиях перенятые на западе модели не помогут увеличению эффективности, так как нет соответствующей структуры для их полноценной реализации. Одной из «ловушек» управления в академической среде, например, является попытка чрезмерного регулирования деятельности работников академической среды, поскольку в данном случае «исключительно материальная мотивация не работает». Обсудив различные проблемы университетского управления, Сергей Юрьевич сформулировал несколько выводов о поддержании высокого уровня управленческих навыков наравне с академическими компетенциями.  

Вслед за обсуждением особенностей управления директор Программы развития Ирина Карелина представила тему «Программа развития как инструмент управления университетом». Ирина Георгиевна рассказала в целом об управлении организацией и управлении проектами, а затем перешла к особенностям реализации проекта в университете.

Программа развития ВШЭ - глобальный проект университета до 2020 г..ppt

Структура мероприятий для Плана реализации программы развития ГУ–ВШЭ по блокам.pdf

Таблицы к Регламенту.pdf

Ирина Георгиевна также организовала деловую игру «Проект как возможность прорыва». Условиями игры было создание нового вида продукта посредством распределения ролей в команде и  дальнейшей координации деятельности. По итогам игры были выявлены разные стратегии у команд, которые и повлияли на конечную результативность.

После деловой игры было предложено выдвинуть новые идеи уже применительно к реальной структуре ГУ-ВШЭ. Было образовано 5 команд. Участники после презентации своих проектов оценивали проекты других команд по следующим критериям: реалистичность, значимость для ГУ-ВШЭ, логика/ проработанность, ресурсы, оригинальность. Больше всего баллов набрала группа под руководством Веры Данилиной, предложившая создание особого мероприятия для абитуриентов, посредством которого можно было бы наглядно показать будущим студентам процесс учебы в ГУ-ВШЭ.

Последний день семинара был полностью посвящен тренингу. Была организована работа в группах, которые меняли свой состав. В группах обсуждались различные проблемы и задачи управленческой деятельности в академической структуре. В одной из групповых работ участники разбирали конкретный кейс, показывающий сложности университетского управления.

Судя по отзывам участников, тренинговая форма работы в группах оказалась интересной с точки зрения возможности обмена опытом с коллегами.

Итоги выездного семинара подводились вечером в пятницу, 19 ноября. Каждый учатсник высказывал мнение о том, что ценного он вынес из участия в семинаре. Члены группы кадрового резерва ГУ-ВШЭ, которые ранее уже могли участвовать в выездных семинарах, отметили данный семинар как наиболее удачный. Выступления руководства не оставили равнодушным почти никого, приятно удивив молодых руководителей живостью дискуссии. Полезным оказалось выяснение интересующих вопросов, получение непосредственной обратной связи от руководства, общение с коллегами и расширение профессионального кругозора за счет обмена опытом друг с другом.