Критическое мышление: инструменты для анализа и прояснения проблем
«В мире, где информация стала главной ценностью, а производство знаний важнее и фундаментальнее, чем производство товаров и услуг, главный вопрос уже не в том, «где нам найти информацию?», а в том, «что нам с ней делать?». 21 октября и 18 ноября доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Владимир Селиверстов познакомил коллег с основными инструментами критического мышления, которые помогают лучше ориентироваться в имеющихся знаниях, анализировать их и принимать обоснованные решения.
Первая встреча прошла онлайн в формате вебинара на тему «Что такое критическое мышление и как оно помогает справляться с ошибками в мышлении и принятии решений?». Коллеги познакомились с понятием критического мышления, его ключевыми компонентами, узнали, какие мыслительные процессы влияют на принятие решений и поведение, а также рассмотрели распространённые виды когнитивных искажений.
В интерактивной части вебинара участникам была предоставлена возможность сменить привычный фокус и потренироваться в решении практических задач, направленных на выявление когнитивных искажений — предубеждений и предрассудков — в повседневной жизни и научной практике.
Эффект ореола, эффект слепого пятна, эффект страуса, эффект ИКЕА, ошибка выжившего, иллюзия контроля — для всех присутствующих эти термины стали не абстрактными концепциями, а понятными явлениями, которые можно выявлять и учитывать в реальной практике.
18 ноября работа продолжилась в формате воркшопа «Критическое мышление: инструменты для анализа и прояснения проблем». Участники разделились на группы и вместе попрактиковались в применениии двух мощных инструментов критического мышления — метода 48 критических вопросов и диаграммы Исикавы.
Серия встреч оказалась по-настоящему трансформирующей. Благодарим Владимира Селивёрстова за глубокий теоретический материал и интересные упражнения, которые выводят за пределы привычных шаблонов.