• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методический семинар "Опыт организации проектно-учебной деятельности в университете"

 

 

24 ноября 2011 года состоялся методический семинар по повышению квалификации научно-педагогических работников НИУ ВШЭ «Опыт организации проектно-учебной деятельности в университете». Семинар собрал руководителей и участников проектно-учебных групп, организованных в 2011 году. Также на мероприятии был представлен опыт организации подобной деятельности в других университетах России.

 

Большинство выступающих на семинаре организовывали проектно-учебные группы впервые. Они отметили, что опыт организации был по большей части успешным. Выступавшие участники – как руководители, так и их сотрудники – рассказывали, что они охотно воспользовались возможностью приобрести соответствующие компетенции.

 

Семинар был открыт кратким вступительным словом проректора М.М.Юдкевич. Мария Марковна в своем выступлении обозначила цели и задачи семинара, как обобщение существующего опыта организации проектно-учебной деятельности в НИУ ВШЭ, определение путей дальнейшего развития проектно-учебной деятельности, а также возможных изменений в будущем.

 

Первым на семинаре выступил А.М. Голощапов, руководитель проектно-учебной группы «Актуальные юридические проблемы венчурного инвестирования». Алексей Михайлович рассказал об организации группы, о заказчике проекта, а также о содержании выполняемого проекта. Кроме описания проекта внимание было уделено также и описанию учебных результатов – созданию учебных курсов, методических пособий и т.д. Алексей Михайлович рассказал о принципах формирования состава группы, а также перспективах развития деятельности группы.

 

[Видеозапись выступления Голощапова А.М.]

 

А.М. Карминский, руководитель проектно-учебной группы сравнительных рейтинговых исследований, подробно рассказал о проекте, выполняемом группой. Александр Маркович организует проектно-учебную группу во второй раз. В своем докладе он описал несколько принципов построения проектно-учебной группы, определенных им самим на основе опыта организации проектно-учебных групп. Вместе с тем внимание было уделено и мнению участников группы. Вопросы, на которые отвечал Александр Маркович, касались ответственности студентов в группе, бонусов для участников группы, а также формирования состава группы.

[ Презентация доклада]

 

[Видеозапись выступления А.М. Карминского]

 

Проектно-учебная группа «Анализ проблем продвижения регионов РФ в условиях современных экономических и социальных изменений» была представлена несколькими представителями данной проектно-учебной группы. Основное выступление было сделано представителем заказчика проекта группы Шулаевым Владиславом Викторовичем, который принимал непосредственное участие в работе группы. Было представлено несколько подпроектов внутри группы студентами – участниками. В основном выступлении был сделан акцент на актуальность темы проекта, выполняемого группой, существующие проблемы в продвижении регионов, создании системы рейтингования территорий, была описана практическая ценность проведенных мероприятий в рамках проекта. В презентациях подпроектов студенты рассказали о формах своей работы, а также представили результаты каждого подпроекта.

[ Презентации докладчиков]

 

[Видеозапись выступления Шулаева В.В. и участников ПУГ, часть 1] 

[Видеозапись выступления Шулаева В.В. и участников ПУГ, часть 2] 

 

Выступление А.А. Меланьиной, координатора работы групп, было посвящено организационной рамке деятельности двух проектно-учебных групп: «Анализ проблем продвижения регионов РФ в условиях современных экономических и социальных изменений» и «Интернет, новые медиа и проблема чтения в современном обществе». Александра Александровна является координатором работы двух групп, и ее доклад был посвящен непосредственно описанию формата работы групп, его преимуществ, существующих вопросов и путей их решения. В группах был использован как формат разделения на подгруппы, так и проведение общих проектных семинаров. Кроме того, обеими группами организованы встречи с представителями заказчиков и экспертами в области продвижения регионов и новых медиа. Группой «Интернет и новые медиа» был проведен круглый стол, посвященный обсуждению места традиционной книги в современном обществе.

 

[Выступление А.А. Меланьиной]

 

После выступления А.А. Меланьиной на семинаре был представлен доклад об организации проектно-учебной группы «Интернет, новые медиа и проблема чтения в современном обществе». Доклад представил участник группы Дыга Павел Владимирович. Он рассказал о сути проекта, выполняемого группой, в докладе уделил внимание формам работы в группе. Предварительные итоги работы группы и оценку такому формату работы со студентами, как проектно-учебная группа, дал представитель заказчика ПУГ «Новые медиа» Владимир Чичирин.

[ Презентация доклада]

 

[Выступление П.В. Дыга, В.А. Чичирина]

 

В.Б. Шумский, руководитель проектно-учебной группы, в своем выступлении рассказал об организации работы проектно-учебной группы «Модели экзистенциально-аналитического дистанционного консультирования студентов университета». Владимир Борисович представил зарубежного заказчика проекта, а также раскрыл основные цели и задачи проекта, выполняемого группой. О форматах работы группы, а также о сложностях в организации деятельности и реализации поставленных задач рассказали студенты – участники группы. Они отметили, что «летний период» дал возможность участникам уделить больше времени разработке основных концептуальных моментов проекта, а также разработке материалов для проведения исследования. Основные результаты деятельности группы были использованы в подготовке курсовых и магистерских работ студентами – участниками группы.

[ Презентация доклада]

 

[Видеозапись выступления Шумского В.Б.]

 

М.М. Резников, участник проектно-учебной группы, представил доклад, в котором рассказал об организации работы проектно-учебной группы «Разработка информационной базы аудиторного фонда НИУ ВШЭ». Эта группа была сформирована в рамках направления организации проектно-учебных групп для нужд университета. Представители группы рассказали о сути проекта, а также ответили на вопросы аудитории о технических особенностях создания такой системы. В докладе были освещены вопросы внутреннего взаимодействия между подразделениями НИУ ВШЭ при создании и внедрении системы учета аудиторного фонда, т.к. функционирование подобной системы касается многих подразделений НИУ ВШЭ.

 

[Видеозапись выступления Резникова М.М.]

 

Г.С. Ятчук, руководитель проектно-учебной группы, рассказала об организации проектно-учебной группы «Исследование и анализ текущего состояния рынков детских товаров (России)». В докладе были представлены промежуточные итоги работы группы, а также было уделено внимание форматам работы со студентами в рамках проекта. Кроме того, были обозначены возможные пути развития и решения существующих организационных вопросов в группах. Было предложено включить работу в проектно-учебных группах в учебные планы образовательных программ, чтобы у студентов было специально отведенное время для занятия проектом, включить элементы управления проектами в организацию работы групп.

[ Презентация доклада]

 

[Видеозапись выступления Ятчук Г.С.]

 

Одним из последних выступлений на семинаре был доклад А.Ф. Поздеевой, сотрудницы Томского университета систем управления и радиоэлектроники, об опыте организации проектного обучения в своём университете. Анна Федоровна рассказала, что в университете проектное обучение включено в учебные планы 30% образовательных программ вуза, и на основе организованных проектных групп формируются инновационные предприятия.

 

[Видеозапись выступления Поздеевой А.Ф.]

 

Семинар был закрыт выступлением директора по инновациям и развитию предпринимательства А.В. Новосельцева. В своем выступлении Алексей Владимирович рассказал о перспективах развития проектно-учебной деятельности, возможностях «превращения» существующих проектно-учебных групп в инновационные предприятия, их внедрения в программу инновационного развития. Кроме того в своем выступлении он поддержал идею включения времени работы над проектом для студентов и преподавателей в учебные планы образовательных программ по профилю и внедрения элементов управления проектами в организацию работы групп.

 

[Выступление Новосельцева А.В.]

 

Прошедший семинар обобщил существующий опыт организации проектно-учебных групп в НИУ ВШЭ, показал, что такой формат работы позволяет включать в работу над реализацией серьезных проектов студентов и преподавателей, а также развивать у них соответствующие компетенции проектной работы. Также работа в рамках проектно-учебных групп учит правильному осуществлению различных организационных мероприятий (подготовка технического задания проекта, соблюдение сроков сдачи документов, переговоры с заказчиков, оформление договора с заказчиком и т.д.). Для многих участников проектно-учебных групп работа над проектами в подобных группах является ценным опытом и будет использоваться в дальнейшем.

 

Семинар по проектно-учебной деятельности проводился уже во второй раз. С материалами первого семинара по проектно-учебной деятельности, проводившегося в 2010 году, вы можете ознакомиться здесь.

 

 

Материалы методического семинара

 

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.