• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методический семинар проектно-учебной деятельности

 

 

Первый методический семинар по повышению квалификации научно-педагогических работников ГУ-ВШЭ «Опыт развития проектно-учебной деятельности в университете» состоялся второго декабря 2010 г. Мероприятие включало в себя три блока: методическую секцию, бизнес-секцию и круглый стол. В секциях было организовано выступление представителей разных проектно-учебных групп. Модератором методической секции выступила доцент кафедры менеджмента факультета менеджмента Санкт-Петербургского филиала Марина Владимировна Матецкая, модератором бизнес-секции – руководитель проектно-учебной лаборатории «Управление инновационными системами» Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Эдуард Аркадьевич Фияксель.

 

Семинар был открыт вступительной речью директора по академическому развитию Марией Марковной Юдкевич. Мария Марковна, предваряя выступления участников конференции, оговорила ключевые задачи семинара. По ее словам, идея проектно-учебных групп и лабораторий заключалась в предоставлении возможности студентам наработать навыки в реальной проектной деятельности вне ГУ-ВШЭ. Иными словами, такая работа позволяет получить опыт за пределами университета на этапе обучения, но при этом подобного рода деятельность не мешает, но помогает учёбе. С момента появления проектно-учебных групп, в университете накопился большой опыт в этой сфере. За год было создано более 20 проектных групп, которые работали в различных областях. Исходя из этого, в организацию семинара была заложена цель не только обмена опытом, но и подведения итогов, формирования представления о возможном улучшении того или иного направления в будущем.   

 

Первым в методической секции выступил Д.С. Семенов с докладом «Способы вовлечения студентов в проектную деятельность по развитию университетов». Дмитрий Сергеевич рассказал об основных направлениях группы, о структуре работы, об особенностях работы группы и нюансах интеграции процесса работы с обучением. В докладе была обозначена, например, проблема вовлечения людей, квалификация которых сильно разнится с направлением работы группы, и людей неподготовленных (к ним были предложены несколько принципов, акцент был на «наращивании квалификации»).

 

[Видеозапись выступления]

 

Ю.М. Плюснин с докладом «Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе» описал процесс работы в группе, практическую значимость проектно-учебной группы для студентов, изложил тематику полевых исследований, рассказал о формате работы, коллекторских и аналитических семинарах.    

 

[Видеозапись выступления]

 

Е.А. Панфилова в рамках темы «Методика организации работы проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики: образование, проекты, исследования» также затронула вопрос о форме образовательной работы, в частности, таких вариантах ее организации, как студенческий научный семинар, дискуссионный клуб. После выступления был задан вопрос о том, как в рамках такого специфического предмета исследования, и в условиях, когда «атрофированное чувство риска» у студентов может несколько перейти грань дозволенного, предупредить негативные последствия. Елена Анатольевна ответила, что все данные обычно подаются без фамилий и имен - все делается максимально обезличенно. Кроме того, все детали обсуждаются посредством дискуссионных клубов.

 

[Видеозапись выступления]

 

С.Г. Баронене в докладе «Модель распределенной экспертности при управлении проектно-учебной группой» привела рассуждения по созданию нового формата взаимодействия проектных групп, рассказала о «ПУГовских ловушках», прагматизме в поиске решений, процессах в зоне управления группой, а также о типах экспертных позиций руководителя.

 

[Видеозапись выступления]

 

Е.М. Рогова, выступая с темой «Как "дорастить" проектно-учебную группу до научно-учебной лаборатории: опыт работы проектно-учебной группы исследовательского характера», перечислила перспективные направления дальнейших исследований, основные результаты своей группы и основные моменты траектории «от ПУГ к НУЛ».

 

[Видеозапись выступления]

 

К.С. Микитьянц выступил с докладом «Методические аспекты интеграции проектной деятельности проектно-учебной группы в учебный процесс». Были освещены методические блоки проекта, общие проблемы синхронизации проектов с учебным планом, проблемы в кадровой работе и мотивации студентов. Были также предложены пути решения проблем в кадровой работе по мотивации студентов и обеспечения качества проектных работ в рамках учебного процесса (методические решения и ноу-хау).

 

[Видеозапись выступления]

 

Е.Б. Абросимова в теме «Проблемы методического обеспечения проектного обучения» указала основные практические результаты и методические проблемы глазами участников. В выступлении также принимали участие студенты Павел Самаркин и Антон Малышев.

 

[Видеозапись выступления]

 

В конце первого блока М.В. Матецкая подвела итог методической секции: в докладах были обозначены не только сами проблемы организационного плана, коммуникаций, но и предложены пути их решения. При этом проблемные области у разных групп оказались во многом схожи. Неоднократно озвучивались и задачи различных функциональных областей проектно-учебной группы: образовательной, аналитической, исследовательской и научной. Вопросы формата проведения работы в группе были затронуты почти в каждом выступлении. Все указывали на важность правильной коммуникации с заказчиком.

 

Бизнес-секция была в большей мере направлена на специфику взаимодействия с заказчиками и на проблемные пункты, возникающие в этом аспекте у проектно-учебных групп. Эдуард Аркадьевич в роли модератора секции не только следил за соблюдением временного регламента, но и управлял процессом дискуссии, время на которую на мероприятии вследствие большого количества выступающих было в большом дефиците.

 

Н.Г. Сироткина с докладом «Разработка стратегии вхождения на рынок электронных закупок в секторе B2G» изложила стратегию по работе и по выходу на рынок. Помимо этого в докладе упоминались специфические факторы, обнаруженные при работе над проектом на внешнем рынке: законодательство, иные технические возможности, опыт участия в подобных торгах российской компании. Вместе с Надеждой Геннадьевной выступили студенты-участники группы Оксана Захарова, Анастасия Еремина и Данила Балясников. 

 

[Видеозапись выступления]

 

В.А. РодинаД.С. Базоев в докладе «Проектно-учебная лаборатория анализа финансовых рынков. Студенческий инвестиционный фонд. Совместный проект с компанией Арбат Капитал» представили аудитории материал о наработке списков крупных поставщиков и заказчиков с анализом перспектив развития работы группы.

 

[Видеозапись выступления]

 

С.Г. Кисельгоф в докладе «Анализ отделений розничной сети с учетом факторов внешней среды», помимо описания методологии и процесса реализации проекта, представила результаты в том виде, в каком они предоставляются заказчику. 

 

[Видеозапись выступления]

С.Ю. Хасянова, представляя доклад на тему «Проектные результаты деятельности проектно-учебной группы  "Исследование финансовых рынков и финансовых институтов"», дала возможность слушателям оценить форму реализации проекта, выбранные варианты апробации и сформированные по итогам прогнозы.

 

[Видеозапись выступления]

 

Н.В. Акиндинова рассказывала о результатах работы группы с докладом на тему «Прикладные разработки для правительства - чем поможет проектно-учебная группа?». Группа должна была предоставить заказчику достаточно прикладной инструментарий, который бы показывал изменения в расходах федерального бюджета и проводил бы эти расчеты достаточно оперативно. В связи с этим работа на разных этапах требовала определенного вида предусмотрительности.

 

[Видеозапись выступления]

 

А.И. Марон в теме «Автоматизация проектного управления» раскрыл особенности работы с крупным заказчиком, который является единственной частной нефтегазовой компанией в России. Среди прочего, было прокомментировано, как можно составить портфель проектов и как ими в дальнейшем управлять. В портфель, по словам докладчика, должны входить только те проекты, которые соответствуют стратегическим целям компании, а не просто являются экономически выгодными.  

 

[Видеозапись выступления

 

На круглом столе, после представления докладов Э.АФиякселя «Организация проектно-исследовательской и консалтинговой деятельности в рамках проектно-учебной лаборатории» и Ф.Т. Алескерова «Прикладные проекты в академической среде», были подняты затронутые темы проблемных областей. Так, обсуждались причины нежелания заказчиков сотрудничать с группами (утечка информации, качество работы, соблюдение сроков), необходимость менеджериального компонента при договорах с заказчиками, правильная организация группы. В рассуждениях о том, как же должна повышаться конкурентоспособность выпускников, было отмечено, что «нужно давать гибкое образование, чтобы выпускники могли соответствовать потребностям рынка».  Участники круглого стола пришли к выводу, что, основываясь на результатах работы самых успешных групп, в будущем следует сформировать критерии оценки деятельности ПУГов. Такие критерии, по мнению участников, поспособствуют более качественному развитию этого формата учебной практики. 

 

Материалы методического семинара

 

 

[Все видеозаписи с семинара]


Фотографии с семинара





 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.