Презентация результатов Инициативных образовательных проектов - 2011
8 февраля в Профессорском клубе состоялась открытая встреча Кадрового резерва, посвящённая подведению итогов реализации Инициативных образовательных проектов.
Ознакомиться с том, что подготовили резервисты за 2011 год, можно далее.
8 февраля в Профессорском клубе состоялась открытая встреча Кадрового резерва, посвящённая подведению итогов реализации Инициативных образовательных проектов.
Работа трех групп резервистов, победивших в конкурсе на реализацию проектов 2011 года, была направлена на создание новых профессиональных инструментов для преподавателей и исследователей Высшей школы экономики. На встрече руководители проектов презентовали результаты работы своих проектных групп, эксперты и оппоненты высказали критические замечания, выступили представители жюри конкурса Мария Марковна Юдкевич, Вадим Валерьевич Радаев.
Первым был представлен проект «Bringing The Qualitative Methods Back In: разработка учебно-методических материалов для преподавания курсов по использованию качественных методов при проведении исследований в социальных науках». Его презентовали Диана Гаспарян и Ирина Соболева. Проектная идея состояла в разработке учебно-методических материалов по качественным методам анализа данных, способствующих повышению как уровня преподавания, так и уровня проводимых исследований. Инициативной группой было проведено исследование целевой аудитории, использующей качественные методы анализа данных, выявлен запрос на использование этого эмпирического инструментария, сформирована база данных «исследователей-качественников». Результатом работы группы стал портал, предоставляющий информацию по работе с качественными методами.
Эксперты Елена Агадуллина, Даниел Карабекян и оппонент проекта Мария Лытаева сошлись во мнении, что тема проекта, несомненно, актуальна, и его результаты могут быть использованы и разными факультетами Высшей школы экономики, и за её пределами. Елена Агадуллина отметила, что группой проделана большая работа, но в недостаточной степени проработана линия, связанная с обучением преподавателей, методические материалы пока не отвечают требованию «полноты» описания качественных методов. Для формирования сообщества «исследователей-качественников» она предложила привлекать заинтересованных ученых, а не студентов. Мария Лытаева сделала акцент на том, что представленные разработки не являются учебно-методическими материалами, предназначены не для обучения, носят инструктивный характер.
Вадим Валерьевич, анализируя итоги выступления, отметил, что цели проекта по ходу его реализации «поплыли», и то, что должно было стать «обучением для преподавателей», стало «исследованием для исследователей про исследователей». По его мнению, это вызвано тем, что группой изначально поставлен непосильный круг задач. Проект дал старт формированию профессионального сообщества, использующего качественные методы, но требует доработки.
Результаты проекта «Тест-драйв. Курс дистанционного обучения для молодых преподавателей на базе LMS» представил его руководитель Алексей Незнанов. Проект Test-Drive посвящён повышению «тестологической культуры» преподавателей, обучению тому, «как нужно и как не нужно составлять тесты». Группой проанализированы методологии внедрения систем педагогических измерений в тестовой форме и систем компьютерного тестирования, выделены проблемные зоны. Создано методическое пособие, в котором изложены основы тестологии, позволяющие познакомиться с базовыми понятиями тестологии и способами составления тестов. В ходе работы форма представления результатов проекта эволюционировала от методических указаний по созданию тестовых заданий до создания интернет-среды, позволяющей коллективно работать над задачами «прикладной тестологии».
Эксперт проекта Оксана Черненко и оппонент Марина Предводителева предложили группе продумать, каким образом результаты исследования могут быть донесены до преподавателей. По мнению Андрея Ловакова, в данном проекте основное внимание участников было сосредоточено на разработке технических средств, а содержательной стороне исследования внимания уделено недостаточно. На что руководитель проекта, Алексей Незнанов, заметил, что современное тестирование невозможно провести без соответствующей технической поддержки. Например, существующие технические условия не позволяют вообще осуществлять компетентностное тестирование.
Вадим Валерьевич отметил, что этот вопрос действительно актуален, и сейчас важно привлечь людей, которые активно занимаются разработками в этом направлении, чтобы они сформулировали заказ и предложения группе разработчиков.
В финале Ильей Щуровым был представлен проект - «Разработка программного комплекса для автоматического создания индивидуализированных заданий». В рамках этого проекта разработана система для создания «генерируемых» индивидуальных задач по математическим и экономическим дисциплинам (см. сайт проекта). Каждая задача содержит в себе программу, позволяющую автоматически получать неограниченное количество разных вариантов условия (и решения) задач, отличающихся формулировками, графическими и числовыми данными. Система избавляет преподавателей от составления множества вариантов одной и той же задачи. В настоящее время она апробирована, одобрена и внедрена в рамках курса по дискретной математике. Создан постоянно пополняемый банк готовых задач, которые можно использовать для быстрого составления контрольных и домашних работ.
Эксперты Денис Стукал, Алексей Незнанов, оппонент Андрей Ловаков и сами исполнители проекта признали, что интерфейс данной системы по составлению задач должен стать более понятным для простых пользователей, чтобы компьютерная программа хорошо работала не только в руках автора. Эксперты отметили, что генерируемые программой задачи могут получаться разной сложности, что на практике вызовет дополнительную сложность в оценивании работ. Тема этой работы подняла проблему совершенствования технических средств Высшей школы экономики.
Подводя итоги Инициативных образовательных проектов, реализованных в 2011 году, Мария Марковна Юдкевич сделала несколько общих комментариев.
Она заметила, что у некоторых проектных групп, при всех их преимуществах, наметились определённые негативные тенденции:
«Изначальный драйв участников проекта на момент его старта постепенно сменился дрейфом в неопределенном целями проекта направлении. Придумывая что-то своё, мы не всегда анализируем то, что уже создано. Надо учиться взаимодействовать и брать всё лучшее из того, что уже есть рядом. Создавая проектный продукт, надо понимать, как он будет интегрирован в уже существующую среду Высшей школы экономики.
Очевидно, академическому сообществу не хватает интеграции по некоторым вопросам, но эту проблему так просто, как иногда кажется на первый взгляд, созданием сайтов, проведением семинаров, не решить. Инициативным группам стоит браться за решения более локальных проблем, таких, где им понятны «начало» и «конец», тогда результаты проектов могут быть использованы не только в светлом, но и текущем будущем».
Все три представленных проекта требуют доработки, и если ядра команд перестанут ими заниматься, то работа сведется к нулю. Организаторам хотелось бы, чтобы проекты остались интересны самим исполнителям и были доведены до логического конца, когда результаты востребованы, отделимы от авторов и способны жить собственной жизнью.
Начинается новый раунд конкурса Инициативных образовательных проектов!
Управление академического развития объявляет начало приема конкурсных заявок на проекты 2012 года. Приглашаем всех резервистов принять участие в конкурсе! Подробнее об организации и проведении конкурса инициативных образовательных проектов, а также о других конкурсах кадрового резерва вы можете узнать здесь.
С материалами инициативных образовательных проектов 2011 года, можно ознакомиться здесь.