• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выездной семинар "Инструменты и практики профессионального развития молодых исследователей в академической среде"

 

 

Смотреть фотографии с семинара в галереях Picasa или в нашей группе в сети Вконтакте

 

С 3 по 5 июня 2011 года в подмосковном пансионате "Солнечная поляна" состоялся семинар "Инструменты и практики развития молодых исследователей". В семинаре приняли участие 36 студентов разных факультетов бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, заинтересованных в академической карьере. Вместе со студентами в работе семинара участвовали преподаватели и исследователи НИУ ВШЭ, которые делились опытом со студентами и участвовали вместе с ними в коллективной работе. 

В пятничный вечер, после прибытия в пансионат, участники семинара знакомились друг с другом, обсуждали программу семинара и ожидания, связанные с предстоящими мероприятиями.

После обсуждения возможных результатов семинара вниманию участников были представлены пять тем, над которыми должна была быть проведена групповая работа под руководством экспертов – руководителей лабораторий и молодых преподавателей. По итогам двухдневной работы, сформированным коллективам молодых исследователей необходимо было провести и представить своим коллегам аналитическую работу на одну из предложенных тем. 

Темы, предложенные участникам семинара:

Тема 1. Как выбрать научно-учебную лабораторию для работы? Как попасть в НУЛ? Памятка для молодого исследователя о том, на что обращать внимание при выборе области научной деятельности и определение научных интересов.

Тема 2. Построение научной карьеры в Вышке - профессиональное и личностное развитие.

Тема 3. Взаимодействие с разными факультетами: «Свои» и «Чужие». Что нужно сделать, чтобы тебя приняли на другом факультете? Как взаимодействовать со студентами на других факультетах?

Тема 4. Разработка программы условного курса о базовых навыках: Academic Skills. Какие темы могут войти в такой спецкурс? Актуален ли он? В каком порядке должно происходить изучение предметов?

Тема 5. Дополнительная учебная компонента: обучение за рубежом. Что это такое? Какие преимущества у обучения за рубежом? Какие негативные стороны такого обучения? Что дает «двойная» квалификация?

Помимо работы в микрогруппах, в программе семинара были выступления руководителей Вышки и экспертов. На выездной семинар приезжали проректор С.Ю. Рощин, проректор М.М. Юдкевич, заместитель начальника управления развития международной деятельности Л.Д. Тарадина, начальник управления аспирантуры Е.Н. Кобзарь и заместитель директора по научным исследованиям и разработкам НИУ ВШЭ И.А. Долматов.

Сергей Рощин рассказал студентам о перспективах и принципах построения научной карьеры в вузе. Он говорил о необходимости публикаций, о большом объеме рутинных операций и конвенциональных отношений в творчестве. По словам Рощина, для того, чтобы заниматься наукой, необходимо "писать и читать то, что пишут другие". По словам проректора, ключевым фактором проведения качественных исследований является личный контакт с научным руководителем и профессионалами в научной области.

В дискуссии с участниками семинара были обсуждены спорные вопросы соотношения временных затрат и качества результата. Было задано много вопросов касательно отличий научно-исследовательской деятельности от проектной.

Лариса Тарадина выступила с докладом о том, как принять участие в международном научном мероприятии или международной школе. В частности, обсуждались заявки на участие, мотивационные письма. Лариса Тарадина также рассказала о разнице между грантом и стипендией, об аспектах, которые надо учитывать при написании письма за рубеж, о том, на что следует обращать внимание при поиске определенной программы. В процессе общения с аудиторией были подняты вопросы о планировании поездки и её финансовой составляющей.

О том, какие перспективы научной деятельности открывает программа академической аспирантуры в НИУ ВШЭ, рассказала студентам Елена Кобзарь. В её выступлении также был последовательно изложен порядок написания научной диссертации, были выделены ключевые достижения каждого года обучения в аспирантуре. Было также рассказано о порядке прохождения аттестации и учебной стажировки.

Илья Долматов выступил с докладом о существующих в Вышке возможностях участия в прикладных исследованиях. Вниманию студентов было представлена структура научных подразделений, а также схема их финансирования. В докладе были представлены направления научной деятельности университета, наиболее значимые результаты научных исследований и выполненные проекты, перечень существующих заказчиков и партнерств.

На завершающем этапе семинара группы студентов представляли свои проекты. В каждой группе презентация была сделана по-своему интересно: участники подготовили и презентации, и иллюстрации, оформленные на отдельных листах. Одной из групп был даже подготовлен видеоролик, который вы можете скачать ниже. После каждой презентации было выделено время на обсуждение проекта, другие группы получали возможность прояснить для себя тему, представленную перед ними.

Итоги семинара подводились каждым преподавателем, координировавшим работу в группах. Своими мнениями о выполненных работах делились: Денис Стукал, Алексей Незнанов, Татьяна Хавенсон, Антон Соболев, Анна Сорокина, Екатерина Орел, Софья Кисельгоф, Даниел Карабекян, Генрих Пеникас, Олег Воскобойников. Участие молодых профессионалов – преподавателей и исследователей Вышки – сделало семинар живым и динамичным.

Организаторы семинара, проректор Мария Юдкевич и начальник управления академического развития Мария Скворцова, подвели итоги мероприятия. По отзывам студентов, мероприятие прошло успешно и оказалось полезным для планирования академической карьеры.

Материалы участников семинара:

"Развитие академической карьеры в НИУ ВШЭ"

"Организация и проведение научного исследования"

"Проблема стыка, или на стыке проблем"

"Образование за рубежом"

Видео о научно-учебных лабораториях

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.