• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Междисциплинарный семинар "Методология исследований в научной и учебной деятельности вуза"

10-11 октября в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошел междисциплинарный научный семинар на тему: «Методология исследований в научной и учебной деятельности вуза».
О том, как проходил семинар, читайте далее




10-11 октября в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошел междисциплинарный научный семинар на тему: «Методология исследований в научной и учебной деятельности вуза».


В рамках первого рабочего дня участникам семинара были представлены мнения экспертов о том, как можно оптимизировать процесс научно-исследовательской деятельности преподавателей. Доцент кафедры общей и экспериментальной психологии, старший научный сотрудник НУГ позитивной психологии и качества жизни Евгений Осин осветил основные проблемные аспекты методологии научных исследований и предложил способы повышения эффективности исследовательского процесса.

 

Продолжил семинар доцент кафедры общего и стратегического менеджмента (Нижний Новгород) Михаил Плотников, наглядно показавший преимущества использования визуально-картографических методов в научно-исследовательской работе. Участники семинара имели возможность попрактиковаться в составлении карт, структурирующих исследование, с использованием бесплатных программ Freeplane и XMind. Функционал другого инструмента программной поддержки исследовательского процесса, библиографического менеджера Zotero, был освещен доцентом кафедры социально-гуманитарных наук (Нижний Новгород) Александром Поршневым.

 

Выступления второй половины дня были нацелены на облегчение процесса публикации результатов исследований. Доцент кафедры социально-гуманитарных наук (Санкт-Петербург) Максим Демин сосредоточил свое внимание на дифференциации журналов, этике публикационного поведения и цитировании. Старший преподаватель кафедры иностранных языков (Санкт-Петербург) Наталья Смирнова раскрыла лингвистические особенности, влияющие на успешность публикации в иностранных журналах. По итогам выступления у слушателей остался пакет материалов, позволяющих оценить качество собственной научной статьи.                 

 

Второй день семинара был посвящен практике взаимодействия со студентами в рамках преподавания методологии исследований на разных факультетах и курсах. Для демонстрации психологических особенностей восприятия студентами процесса научно-исследовательской работы старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии, старший научный сотрудник Института содержания образования Мария Кузнецова провела с участниками семинара любопытную игру, продемонстрировавшую, как ломаются стереотипы поведения и работает логика исследователя в процессе научной работы. Далее в формате мастер-класса опытом проведения занятий по методологии исследований среди студентов младших курсов поделилась руководитель семинара, доцент кафедры методов сбора и анализа социологических данных и кафедры высшей математики Анна Пашкевич. Анна выделила основные принципы взаимодействия со студентами, на которые она опирается в своей практике и которые позволили ей неоднократно становиться получателем награды НИУ ВШЭ в категории «Лучший преподаватель».

 

Выступление доцента кафедры иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики Марии Лытаевой было посвящено стратегиям анализа текстов. Во время методической мастерской была предложена модель управления деятельностью студентов по чтению текстов, которая была успешно апробирована на студентах и преподавателях в рамках педагогического эксперимента.  

 

Заключал семинар мастер-класс Натальи Даудрих, старшего преподавателя кафедры методов сбора и анализа социологических данных. Наталья предложила к обсуждению ряд кейсов, описывающих успешные методики  преподавания дисциплин по методологии исследований.  В рамках возникшей дискуссии участники обсудили основные проблемы, возникающие в процессе преподавания методологии научно-исследовательской деятельности студентам. 

 

В целом семинар показал, что тема методологии исследований в научной и учебной деятельности университета остается очень актуальной, а использование междисциплинарных подходов способно значительно улучшить исследовательскую деятельность преподавателей и студентов. По итогам семинара участники получили раздаточный материал, который также в скором времени можно будет найти на сайте семинара вместе с видеозаписями выступлений и презентациями экспертов: https://sites.google.com/site/researchmethodologyhse/