• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Выездной семинар кадрового резерва «Академическая среда: совершенствование качества образовательного процесса через развитие педагогических компетенций преподавателей»

С 8 по 10 июня в подмосковном пансионате «Липки» прошел выездной семинар кадрового резерва, посвященный совершенствованию педагогических компетенций преподавателей. Участниками семинара стали 37 резервистов Вышки из Москвы, Перми, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. В течение семинара они познакомились с опытом преподавания старших коллег и  обменялись друг с другом собственным видением по обсуждаемым профессиональным вопросам, а также приняли участие в экспертной оценке промежуточных результатов работы проектных команд над инициативными образовательными проектами (ИОП).

О том, как проходил выездной семинар, читайте далее

 

Фотографии в веб-альбоме Picasa

 

С 8 по 10 июня в подмосковном пансионате «Липки» прошел выездной семинар кадрового резерва, посвященный совершенствованию педагогических компетенций преподавателей. Участниками семинара стали 37 резервистов Вышки из Москвы, Перми, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. В течение семинара они познакомились с опытом преподавания старших коллег и  обменялись друг с другом собственным видением по обсуждаемым профессиональным вопросам, а также приняли участие в экспертной оценке промежуточных результатов работы проектных команд над инициативными образовательными проектами (ИОП).

 

Семинар открыло выступление проректора Сергея Юрьевича Рощина, который рассказал о задачах и перспективах образовательной политики университета. В выступлении Сергей Юрьевич отметил интересный факт – по результатам опроса, среди выпускников Вышки не удалось найти ни одного, преподающего в другом вузе. По его мнению, Вышка выигрывает среди других вузов не только качеством обучения, но и усовершенствованной за 20 лет системой отбора – как студентов, так и самих преподавателей. В России нет академического рынка труда. Все это способствует тому, что преподаватели и студенты, ориентированные на академические карьеры, стремятся остаться работать в университете.

 

Первая часть семинара носила прикладной характер, была направлена на оснащение участников методиками и методическими приемами, которые могут быть использованы в преподавании.

 

 

На семинаре всех приятно удивило выступление первого проректора Вадима Валерьевича Радаева в качестве преподавателя. Вадим Валерьевич, несмотря на перемены в жизни, смену мест работы и появление административной нагрузки, преподает уже 30 лет. Его мастерская называлась  - "Чему учит опыт преподавания?".

 

Вадим Валерьевич отметил, что помимо глубоких знаний в научной области,  преподавателю необходимо  обладать целым спектром навыков. Например, очень важно научиться удерживать внимание студентов, и для этого у каждого есть свои методы: зарисовки, байки, зрительный контакт с аудиторией, неожиданные действия и другие интересные приемы. Стоит обращать внимание на собственные «слова, звуки, жесты»  и внешний вид.  Слова-паразиты, лишние звуки, излишне эмоциональные жесты – все это отвлекает внимание слушателей и создает неблагоприятное впечатление о преподавателе у студентов. Самоконтроль в таких, казалось бы, незначительных вещах, не менее важен, чем качественная  подготовка к занятию.

 

Сам Вадим Валерьевич, несмотря на большой опыт преподавательской деятельности, всегда готовится занятиям. Иногда подготовка может занять 5 минут, но настроиться на занятие необходимо! Самым главным в преподавании он считает искренний интерес к своему предмету - если преподавателю скучно, то никакие способы и методические «уловки»  не помогут...

 

 

Мастерская Оксаны Эдуардовны Черненко была посвящена активному включению  студентов в работу учебных семинаров. По результатам опроса резервистов, именно этот вопрос, является для них одним из самых актуальных. Оксана Эдуардовна рассказала об организации работы малых групп, об использовании приема «рандомных опросов» и работе с текстами. Но самое интересное, что в  ходе мастерской она попросила участников в течение нескольких минут ответить на три вопроса: «Чему учит курс, который вы преподаете?», «Как вы учите?» и «Как вы оцениваете результаты?». Отвечая на эти вопросы, молодые преподаватели пришли к выводу, что и самим студентам очень важно понимать смысл изучаемого курса, иметь представление о том, как будет организовано преподавание, и по каким критериям их будут оценивать. Это понимание вызвало желание преподавателей внести изменения в описание программ преподаваемых курсов.

 

Ольга Евгеньевна Кузина включила всех участников своей мастерской в совместное размышление об организации аттестации студентов. Были определены недостатки существующей системы и предложены конкретные приемы организации тестирования, оценивания и получения  обратной связи, позволяющие сделать аттестацию не только формой проверки знаний, но и эффективным инструментом обучения!

 

 

Вторая часть семинара была посвящена обсуждению проектов  направленных  на развитие образовательного пространства университета. На семинар специально были приглашены руководители проектных групп, которые победили в конкурсе инициативных образовательных проектов  2012 года.

 

Проект «Информационно-коммуникационные технологии: инновационные практики применения в учебном процессе» представлял А.В. Поршнев (г. Нижний Новгород), проект «Говори смелее! Разработка комплекса методических рекомендаций и создание инновационного курса "Практикум активного речевого общения на восточных языках" представляли Ю.А. Селиверстова и Т.В. Пересадько (г. Москва) и проект «Разработка практических заданий и лабораторных работ для дисциплин блока "Компьютерная лингвистика"  представлял Н.В. Карпов (г. Нижний Новгород).

 

В ходе обсуждения проектов в групповой работе и публичной презентации промежуточных результатов,  были сформулированы предложения по их доработке, с учетом  актуальности и применимости результатов в НИУ ВШЭ. 

 

 

Семинар оказался очень содержательным и насыщенным. Даже при неформальном общении с проректором Марией Марковной Юдкевич резервисты получили ответы на многие актуальные профессиональные вопросы. Участники семинара познакомились друг с другом и нашли партнеров для будущих совместных проектов

 

Благодарим всех за продуктивную работу и желаем успеха в реализации задуманных идей!

 

Теперь наше общение переместилось в виртуальное пространство - на страницу Управления академического развития в facebook  http://www.facebook.com/groups/academics.hse.