• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Семинар «Формула межкультурного взаимопонимания: лингвистические и нелингвистические аспекты»

17 октября 2015 г. в Санкт-Петербургском кампусе НИУ ВШЭ состоялся междисциплинарный научный семинар по повышению квалификации научно-педагогических работников филиалов университета «Формула межкультурного взаимопонимания: лингвистические и нелингвистические аспекты» (руководитель организационной группы - доцент Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ А.А. Сизова).

Целью семинара было обсуждение с междисциплинарных позиций открытых вопросов взаимодействия культур и подходов к исследованию межкультурного взаимопонимания как поля сближения различных областей социально-гуманитарного знания на фоне развития разнонаправленных процессов глобализации и локализации в начале XXI века. В повестку обсуждения были поставлены специфика и трудности межкультурных и когнитивных практик, отличия культурных и межкультурных практик в различных регионах мира – Европы, Северной Америки, Азии, инструменты трансляции цивилизационных ценностей и факторы коммуникативного поведения. Кроме того, были рассмотрены проблемывзаимного восприятия различных культур друг другом, роль языкового компонента в сближении и отдалении социальных групп и индивидов,расширения функций языка в современном мире – как коммуникационного инструмента, культурной ценности и прочих. Значительное внимание было уделено методологическим и методическим вопросам изучения иных культур и межкультурной коммуникации, их лингвистических и нелингвистических элементов, и в частности, теме усовершенствования кросс-культурного компонента и преподавания на иностранных языках в рамках различных образовательных программ НИУ ВШЭ.

Особенностью мероприятия стало то, что вопросы повестки состоявшейся дискуссии были привнесены из широкого круга научных областей, что позволило подойти к рассмотрению межкультурного полилога не только в традиционных культурологическом и лингвистическом ключах, но и с позиций истории, международно-политической, востоковедческой наук, философии, психологии, менеджмента. Впервые в нашем университете в формате научного семинара вопросы межкультурного взаимопонимания рассматривались специалистами, представлявшими как языковые, так и неязыковые специальности. Коллеги из нескольких подразделений и кампусов НИУ ВШЭ, имеющие существенный опыт исследования и практики международной и межкультурной коммуникации на Западе и Востоке, преподавания на иностранных языках и иностранных языков и культур представили свои взгляды по обозначенным вопросам и поделились результатами своих исследований.

Работа на семинаре была выстроена в нескольких форматах. Первым из них стала серия научных докладов с дальнейшим обсуждением, которое оказалось очень оживленным, поскольку выступления вызвали большой интерес коллег, и из аудитории поступало достаточно много вопросов. Доклады участников гармонично дополнил ряд мини-мастер-классов с общим названием «Декодирование культурных стереотипов ». В задачи мастер-классов входило ознакомление с наиболее распространенными мифами о тех или иных культурах Запада и Востока, об особенностях общения с их представителями, и попытка провести краткий компаративный анализ стереотипов, сложившихся об определенных культурах (Германия, США, Китай) в различных сообществах. Ведущие мастер-классов также поделились своими мнениями и рекомендациями относительно путей преодоления стереотипов и установления эффективной коммуникации с представителями рассмотренных культур.

Вторая часть семинара представляла собой групповую работу в формате «экспресс-лабораторий». Участникам было предложено ознакомиться с экспертными материалами, посвященными особенностям делового, академического и повседневного общения с представителями культур Великобритании, Германии и Китая, адаптации последних в других культурных средах. В формате подиумной дискуссии участники сопоставили свои выводы и наблюдения, выявив, в частности, некоторые сходства и различия роли языковых и неязыковых факторов в различных ситуациях и на разных уровнях общения в различных культурах.

На круглом столе «Экстралингвистические аспекты межкультурного взаимодействия на современном этапе» коллеги смогли более подробно обсудить нелингвистические компоненты и проблемы межкультурного полилога, а также инструменты, позволяющие реализовать познавательные, коммуникативные, эвристические, социальные и прочие функции взаимодействия в межкультурном пространстве.

Особое место в дискуссии заняли вопросы разработки теоретических подходов к межкультурному взаимопониманию, в частности применения существующих теорий межкультурной коммуникации к рассмотрению кейсов, не связанных с «незападным» контекстом. Большинство участников согласилось с тем, что универсального подхода к изучению принципов и проблем взаимодействия культур, характеристик и особенностей культур не существует, и это лишь актуализирует совместные междисциплинарные усилия по устранению недостатков универсалистских подходов и применения единых параметров в изучении традиционных и локальных культур и их взаимодействия с другими культурами, а также учет региональной специфики и культурного фактора при изучении любых процессов, (модернизации, интернационализации и др.), протекающих в разных регионах мира.

Участники из Томского политехнического университета поделились своими соображениями относительно включения технических специалистов в процессы межкультурного профессионального общения, артикулировали некоторые сложности, испытываемые студентами и преподавателями на этом пути, а также запросы различных отраслей относительно набора компетенций, которыми должны обладать специалисты XXI века.

По результатам круглого стола был проведен опрос «Межкультурные познавательные и коммуникативные практики: проблемы и пути оптимизации», который позволил выявить позиции специалистов по некоторым вопросам повестки и конкретизировать направления возможного взаимодействия экспертов НИУ ВШЭ и других научно-образовательных организаций в области исследования проблем межкультурного взаимопонимания.

Завершающей формой работы стала свободная дискуссия, в ходе которой участники поделились новыми мыслями, появившимися по результатам совместного междисциплинарного анализа затронутых на семинаре проблем, а также предложениями относительно дальнейшего сотрудничества отдельных специалистов и научных коллективов.

Таким образом, проведенный семинар способствовал обмену мнениями по важным теоретическим и практическим вопросам современного межкультурного взаимодействия, позволил узнать о научных достижениях коллег, познакомиться с международным опытом изучения вопросов межкультурного взаимодействия, как на Востоке, так и на Западе, с магистральными тенденциями, темами и методологическими подходами в смежных дисциплинах, уточнить проблемное поле исследований межкультурных контактов с учетом исследовательских практик в различных научных организациях и регионах мира, выявить возможности методологического и методического взаимодействия специалистов НИУ ВШЭ - лингвистов и «нелингвистов», изучающих межкультурную коммуникацию.

Участники семинара благодарят Высшую школу экономики за предоставление возможности организовать междисциплинарное обсуждение актуальных и сложных проблем межкультурного взаимодействия в стремительно меняющемся мире. Организаторы надеются, что междисциплинарное изучение данной темы получит продолжение в рамках других проектов и сможет углубить сотрудничество ученых НИУ ВШЭ и других научных центров, интересующихся проблемами взаимопонимания культур.

Познакомиться с материалами междисциплинарного семинара можно на его сайте: https://sites.google.com/site/mns171015/home.