• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Состоялся междисциплинарный научный семинар «Конструирование идентичностей сообществ: знаки, дискурс, нарратив»

5 июня 2014 г. в нижегородском кампусе прошел междисциплинарный научный семинар «Конструирование идентичностей сообществ: знаки, дискурс, нарратив». Предварительная программа оказалась полностью выполнена: с докладами выступили все заявленные участники, которые представляли все 4 кампуса ВШЭ.

5 июня 2014 г. в нижегородском кампусе прошел междисциплинарный научный семинар «Конструирование идентичностей сообществ: знаки, дискурс, нарратив». Предварительная программа оказалась полностью выполнена: с докладами выступили все заявленные участники, которые представляли все 4 кампуса ВШЭ.

 

В докладе Сергея Левина, преподавателя факультета социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, «Нарративная идентичность и моральное долженствование» показано, как история, при помощи которой идентифицируется та или иная группа, может служить побудительным мотивом к определенным сценариям морального поведения. Нарратив сообщества – это не просто нейтральная история, для каждого социально активного сообщества будь то культурное, профессиональное или религиозное объединение, его нарратив имеет перформативный смысл, предписывающий его членам вести себя определенным образом.

 

В докладе Кирилла Прозументика, преподавателя социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ – Пермь, «Проблема нарративной идентичности в герменевтической философии П. Рикёра» был рассмотрен рикёровский проект формирования человеческой самости через герменевтику культуры. Показывается, как посредничество культурных произведений становится условием выработки личной идентичности. Именно в рассказанной истории с ее свойствами единства, внутренней связности и полноты, которая возникает благодаря завязыванию интриги, человек (персонаж) на всем протяжении истории сохраняет идентичность, коррелирующую с идентичностью самой истории.

 

В своем докладе Екатерина Лыткина, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ – Москва, освятила феномен некоммеморативных памятников в городском пространстве России, привела их типологию. Основной фокус доклада был сделан на памятниках, объединенных привязкой к месту, истории, традициям, культурному наследию. В ходе доклада было показано, что появлению таких памятников предшествует нарратив, как правило, направленный на сплачивание жителей того места, где устанавливается памятник. Нарратив либо вписывается в некоторую существующую фактологию, традиции, мифологию, либо же направлен на конструирование образа «аутентичности». Автором предположено, что данные памятники играют большую роль для туристов, чем для жителей города.

 

Арсений Хитров, доцент отделения культурологии НИУ ВШЭ – Москва, рассказал о своем исследовании зрительской рецепции сериала «Глухарь» на материалах записей поклонников сериала на веб-форуме. Докладчик обосновал выбор кейса, описав социально-культурный контекст появления сериала, основания своего интереса к сообществу поклонников этого серила и подробно рассказал о применяемых методах анализа записей на форуме. Эти методы состоят в кодировании, принципы которого основаны на методах grounded theory и дискурс-анализе. Докладчик рассказал о выявлении шести дискурсивных паттернов: «Сериал — копия реальности»; «Сериал близок к реальности»; «Изображенное в сериале возможно»; «Изображенное в сериале невозможно и не реалистично»; «Сериал — попытка манипулировать зрителем»; «Сериал устанавливает хорошие моральные стандарты».

 

Яна Крупец, сотрудник Центра молодежных исследований (ЦМИ) факультета социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, в своей презентации рассказала о результатах проекта, реализованного ЦМИ при поддержке ЦФИ НИУ ВШЭ, посвященного изучению гражданственности молодежи Санкт-Петербурга и Ульяновска. Яна рассмотрела подходы к определению понятия гражданства, выделив множественные и подчас противоречивые значения, которыми наделяют данное понятие исследователи. Другими словами, гражданство включает в себя идентичности, действия, планы, установки, ценности, требующие особых методик изучения. 

 

Анна Паукова, преподаватель факультета психологии НИУ ВШЭ – Москва, представила доклад на тему «Жизненные нарративы дауншифтеров», рассказав об опыте изучения феномена дауншифтинга в формате методологии качественных исследований, в частности – посредством нарративного анализа с применением категориального аппарата нарративной психотерапии. Данный подход позволяет уловить и уточнить содержательную специфику понятия, а также дифференцированно рассмотреть различия между реальными поведенческими стратегиями, объединенными под общим названием.

 

В рамках доклада «Формирование технологической идентичности в ходе повседневных практик использования беспроводных технологий» Елена Горячева, аспирант факультета социологии НИУ ВШЭ – Москва, рассмотрела методологические возможности нового междисциплинарного подхода «технография» (автор подхода – Г. Киен), объектом которого являются повседневные перформативные практики использования беспроводных цифровых технологий представителями сообщества «глобальных горожан». В ходе доклада рассматривались проблемы формирования постмобильной гибридной идентичности представителей различных культур через осуществление ими повседневных практик использования беспроводных технологий.

 

Доклад Юлии Ивановой, доцента факультета социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, назывался «Культуролог как профессия и призвание: формирование идентичности» и был посвящен истории появления и особенностям складывания профессионального сообщества российских культурологов. Социально-политический заказ на образование культурологии как научной и учебной дисциплины привел к необходимости определения понятийного аппарата и методологии, к потребности в специализированных изданиях и профессиональных объединениях.

 

В докладе Анны Лавровой, доцента факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, «Идентификация неречевых параметров личности по речевым признакам» были рассмотрены существующие интерактивные лингвистические классификации ненейтральной деформированной речи, позволяющие прогнозировать некоторые экстралингвистические характеристики говорящего. В частности, прогноз возможен в отношении таких признаков, как тип эмоционального состояния и пол говорящего. Кроме того, была представлена структурно-семантическая классификация политической речи, обнаруживающая значимые корреляции между структурами речи оратора и типом оказываемого на аудиторию воздействия.

 

Раиса Акифьева, сотрудник ЦМИ факультета социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, в докладе «Транснационализм и новые идентичности: семейная миграция в Санкт-Петербург» представила результаты исследования семей мигрантов с детьми школьного возраста, посещающих курсы русского языка. Она проанализировала, какие категории используют мигранты для самоидентификации и идентификации других, является ли сообщество мигрантов транснациональным и существуют ли межпоколенческие различия. Мигранты используют широкий спектр категорий этнической/национальной и пан-этнической идентификации, но также используются такие категории, как мусульмане, мигранты, эмигранты, местные, петербуржцы, односельчане, земляки и другие.

 

В ходе дискуссии по итогам МНС обсуждались особенности дискурсов, символов и нарративов, важные для коллективной идентичности и конструирования сообществ. Участники семинара пришли к выводу, что основным результатом проведения семинара является синергетический эффект, полученный в ходе обсуждения проблем формирования идентичности. Кроме этого, были созданы «горизонтальные связи» как предпосылка для формирования программ совместных курсов по проблемам трансформации идентичности.