• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Алексей Вдовин



Вдовин Алексей Владимирович,
доцент факультета гуманитарных наук (Московский кампус)

Университет Индианы, Блумингтон (США)
Март-апрель 2016 г.

Именно это место для стажировки я не выбирал – оно выбрало меня. Два года назад я получил персональное приглашение от Russian and East European Institute (REEI) Индианского университета в Блумингтоне (штат Индиана, «Средний запад») приехать к ним в рамках партнерского договора между нашими университетами. Оказалось, что вышкинские коллеги (Марк Урнов, Игорь Данилевский, Майя Кучерская) уже бывали в Индиане, и в этот раз выбор остановился на мне. Посмотрев на список сотрудников Института, я понял, что он как нельзя лучше мне подходит. Кроме того, я был знаком с работами нескольких профессоров этого университета, занимающихся сходной проблематикой. Мой текущий проект («Репрезентация крестьян в русской литературе 1830-1860-х годов) предполагает, на самом деле, изучение не только русского контекста, но и более универсальных моделей представления аграрных сообществ в любой литературе (например, во французской, где яркий пример тому – сельские романы и повести Жорж Санд). Поэтому для меня было важно, чтобы я оказался в богатой библиотеке, располагающей максимально полными коллекциями не только по славистике, но и другим дисциплинам. Библиотека им. Уэллса в Блумингтоне оказалась отличной. Более того, все отсутствовавшие книги или журналы я заказывал по межблиблиотечному абонементу совершенно бесплатно (сканы статей доставляют в течение 2-3 дней, а книги – в течение недели). В итоге за 2 недели работы я прочел десятки англоязычных статей и 3 книги по моей теме, а также накопировал почти все, что удалось найти в электронных библиографических базах и на полках открытого доступа (собственно, все книги в библиотеке находятся в открытом доступе). Как бы ни была богата электронная подписка НИУ ВШЭ, подписка любого американского университета все равно шире и полнее – в этом я убедился на собственном опыте (оговорюсь, что это справедливо только для литературоведения и славистики).

 Конечно же, сидение за книгами не может заменить общения с коллегами. Я несколько раз обсуждал свой проект и методологию исследований такого рода с профессором Беном Эклофом, крупнейшим специалистом по социальной истории дореволюционного крестьянства, земства и сельского образования. Кроме прочего, Бен оказался заботливым и радушным хозяином и пригласил меня на замечательную пешую прогулку в национальный парк Yellowwood в 20 км от Блумингтона, где на лесных дорожках лучше всего говорится о науке, литературе и жизненном опыте.

 Важные разговоры я вел и с двумя замечательными литературоведами старшего поколения – Вадимом Ляпуновым и Ниной Перлиной, которые занимаются комментированием и исследованием творчества М. Бахтина и Достоевского. Мы обсуждали романы Жорж Санд и ее колоссальное влияние на русскую литературу середины 19 века. Единственная, но очень насыщенная встреча с заведующим кафедрой славянских литератур Расселом Валентино также принесла свои плоды, т.к. Рассел посоветовал мне обратить внимание на историю экономических идей конца 18 – нач. 19 века, в которой крестьяне занимали важное место, что косвенно влияло на складывание их образов в литературе.

Кульминацией моего пребывания в Блумингтоне стал доклад о репрезентации крестьян в литературе периода Крымской войны (1853-56), который я сделал в Институте России и Восточной Европы. После доклада мы еще полчаса обсуждали наиболее острые и перспективные вопросы.

 По соседству с Индианой в соседнем штате Иллинойс находится еще одна сильная кафедра славистики – университета Урбана-Шампейн. Мне удалось побывать в гостях у коллег, с некоторыми из которых я уже был знаком, и также выступить у них с докладом, точнее – обсудить рукопись одной своей статьи на их домашнем семинаре, который проходит, по традиции, в доме одного из профессоров. Собралась настоящая party около 20 человек, включая студентов и аспирантов с отделений славянских и компаративных литератур, а также истории. Получилась потрясающе продуктивная дискуссия, после которой я покинул Урбану с новыми идеями, о которых я раньше и не помышлял.

 Стоит упомянуть напоследок, что в Блумингтоне я помог коллегам из REEI провести «Тотальный диктант»: мне выпала роль чтеца, который после авторского исполнения текста медленно читает фразу за фразой. Акция собрала 20 человек, что вообще много для маленького Блумингтона.

 Я очень доволен стажировкой и хотел бы поблагодарить Управление академического развития, которое в непростых условиях (я подал заявку в самом начале календарного года) смогло помочь мне устроить все ровно так, как я планировал. 


 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.