• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Елена Шерстобоева


Презентация моего исследования в рамках «Русского кружка»

Шерстобоева Елена Алексеевна, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна (Московский кампус)

Центр глобальных коммуникационных исследований университета Пенсильвании, США
Февраль-апрель 2016 г.

 

Возвращение

Вопрос о том, где я буду стажироваться в период второго года пребывания в кадровом резерве, решился ещё во время первой стажировки. Моя первая стажировка прошла в Центре глобальных коммуникационных исследований университета Пенсильвании и длилась два месяца – сентябрь-октябрь. Сотрудники центра тогда были сильно удивлены, что я приехала всего на два месяца, поскольку обычно стажировки длятся год. Как мне объяснили, для американских университетов это - стандарт. По их мнению, за два месяца сделать что-либо внушительное невозможно. Надо признаться, они были сильно удивлены теми активностями, которые я развела в период первой стажировки. Но уже тогда я решила для себя, что вернусь в Университет Пенсильвании во второй раз.

Такое решение было связано с несколькими факторами. Во-первых, мне очень понравилась первая стажировка. Меня поразил уровень лекций и научных мероприятий, проводимых Школой Коммуникаций, к которой я была прикреплена. Я была очарована возможностями библиотек и удобством кампуса.

Во-вторых, у меня остались незавершенные дела в университете. Организаторы так называемого «русского кружка», объединяющего американских ученых, которые специализируются на исследованиях по России, предложили мне обсудить часть своей диссертации. Обсуждение надо было планировать заранее, и организовать его в мой первый приезд было невозможно. Кроме того, в первый приезд я начала работать с двумя коллегами – из Турции и Китая - над сравнительными исследованиями. Общения по скайпу и почте не хватало, чтобы решить концептуальные задачи.

И наконец, я понимала, что бюрократические процедуры во второй приезд будут для меня минимальными, потому что по сути моя вторая стажировка не была новой, формально это было продолжение, что упрощало процесс регистрации. А значит, я выигрывала время на написание PhD-диссертации, ради которой всё и затевалось. Кроме того, на старом месте мне нужно было минимальное время на адаптацию, так как в общих чертах я уже была знакома с городом, транспортной системой, погодой и прочими подобными моментами.

С выбором я не ошиблась. Вторая стажировка получилась даже более продуктивной, чем первая, хотя длилась всего на две недели больше. Это значит, что выбор был правильным.

В предыдущем отчёте я подробно рассказывала о самом Университете Пенсильвании, о Центре глобальных коммуникационных исследований, в котором я стажировалась, а также о библиотеках и кампусе. Поэтому данный отчёт будет про другое – в основном я буду говорить про людей и события, которые стали для меня знаковыми. Каждую часть я буду сопровождать советом, чтобы мой отчёт имел практическую ценность для тех, кто будет его читать. 

Совет: При выборе стажировки во время первого года пребывания в резерве стоит сразу задуматься о месте стажировки для второго года. Есть масса плюсов в том, чтобы вернуться в то же самое место: возможность завершить начатое и продолжить работу с теми людьми, которых уже знаешь; минимальная бюрократия; легкость адаптации к старой новой среде.  Лучше обсудить ваше желание приехать снова во время первого визита.

Мой старый новый класс с выдающимся профессором Монро Прайсом, директором Центра глобальных коммуникационных исследований университета Пенсильвании

 

Встреча со Стасом Будницким

Во время первого семинара Центра я познакомилась с новоприбывшими для стажировки. Среди них был Стас Будницкий - бывший выпускник факультета медиакоммуникаций ВШЭ, который окончил наш факультет ровно в тот год, когда я пришла туда работать.

Стас пишет PhD-диссертацию в Канаде по теме, которая очень перекликается с темой моей работы. Мы с ним были уже знакомы, но довольно поверхностно, так что до стажировки у нас не было возможности обсудить общие научные интересы и взаимную полезность. Разумеется, мы очень быстро подружились. Мы даже планировали сделать что-то вроде «русской вечеринки», но из-за очень активного графика оба не нашли время для воплощения этой идеи.

После семинара в Центре глобальных коммуникационных исследований - Мария Репина - постдок Центра, я и Стас Будницкий.

 

Результатом нашего общения стал семинар, который мы провели вместе для своих одноклассников в рамках курса «Международные коммуникации». На этом курсе мы разбирали стратегические нарративы в медиа, и наш семинар был посвящен советским и постсоветским нарративам. Мы долго готовились – встречались в библиотеке и кафе, обсуждали структуру и основные идеи, искали материал, чтобы рекомендовать его для чтения одноклассникам. Важно было уйти от обсуждения общих мест, попытаться за два часа разобрать какие-то глубинные процессы, а не просто дать какой-то исторический экскурс. Нам кажется, что мы с этим справились.

Я и Стас Будницкий ведём семинар для американских студентов по советским и постсоветским стратегическим нарративам

 

Подобный опыт – проведение семинаров для тех, с кем вместе учишься, - крайне полезен для стажирующихся, поскольку он позволяет увидеть другую перспективу. Когда ты что-то рассказываешь российским студентам, многие вещи можно опускать, потому что все и так это понимают. Для иностранных студентов бэкграунд должен быть обрисован чётко и лаконично. Вопросы иностранцев часто заставляют задуматься тебя о том, что казалось тебе естественным и не требующим объяснения. Например, меня часто спрашивали про правовой нигилизм. Просили объяснить, что это такое. Российской аудитории этот термин в целом понятен. Однако после постоянных вопросов иностранцев ты начинаешь понимать, что это - крайне необычное явление, что причины его не совсем ясны и что данное явление может оказывать колоссальное влияние на частные вопросы, связанные с регулированием медиа в России.  

Совет: Во время стажировки сами инициируйте проведение семинаров. Это приветствуется. Такие семинары позволят вам посмотреть на предмет исследования под другим углом - как бы со стороны, - и помогут сформулировать новые исследовательские вопросы.

 

Встреча с Жоао Нето

Среди новоприбывших для стажировки в Центре я сразу выделила Жоао Нето из Бразилии. Мы – коллеги, оба юристы, поэтому остановить наши скучные беседы про право коллегам-медийщикам было тяжело. Жоао занимается исследованиями в области регулировании Интернета. Он является профессором права Университета Форталеза (Бразилия) и докторантом школы права Университета Кента (Великобритания). Помимо общих научных интересов, у нас оказалось много общего – мы оба работаем в национальных университетах в своих странах и пишем диссертации за рубежом.

Нас очень сблизил проект, которым на тот момент активно занимался департамент медиа НИУ ВШЭ – это была конференция «Сравнение медиасистем в странах БРИКС». Я подавала заявку на эту конференцию с другим соавтором – из Китая, но по личным причинам она не смогла продолжить работу над исследованием. Я как-то упомянула об это в разговоре с Жоао, и он предложил заменить Китай на Бразилию. Так мы начали работать над сравнительным анализом регулирования новых медиа в России и Бразилии. 

Это был очень интересный опыт. Мы быстро поняли, что работать по отдельности очень сложно. Чтобы установить какие-то параллели или, наоборот, показать разницу, важно работать сообща – обсуждать разные аспекты, по сути интервьюировать друг друга. Беседы и формирование структуры работы заняли основную часть времени.

А времени у нас не было. На подготовку статьи и презентации у нас было всего 6 недель, при этом мы оба параллельно были вовлечены в большое количество разных активностей, в том числе, работу над нашими диссертациями. Порой мы встречались поздним вечером и сидели до глубокой ночи, чтобы понять, куда двигаться дальше.

Сложность состояла и в том, что для нас обоих английский язык не является родным, поэтому иногда возникали какие-то недопонимания, что требовало чтения дополнительной литературы: для меня – по Бразилии, для Жоао – по России. Тем не менее, данное исследование позволило каждому из нас серьёзно погрузиться в ситуацию, происходящую в другой стране. Мы очень сильно обогатили друг друга не только знанием о нормах права, но и пониманием каких-то важных трендов и проблем. Доклад я презентовала 25 апреля 2016 года в НИУ ВШЭ на конференции «Сравнение медиасистем в странах БРИКС». Исследование полностью готово и будет подано на публикацию в книге по итогам конференции.

Совет: Во время стажировки проведите сравнительное исследование. Это позволит Вам увидеть другую перспективу и получить новые знания. Если совсем нет времени на масштабные проекты, можно по крайней мере подать совместную компаративную заявку на конференцию.

На конференции в Вышке презентую результаты нашего исследования с Жоао Нето.

 

«Русский Кружок»

«Русский кружок» - это сообщество американских учёных, специализирующихся на исследованиях по России и СНГ. Кружок организован Департаментом истории Университета Пенсильвании, однако он не ограничивается рамками этого департамента или университета. Кружок проводит около 15 семинаров в год, посетить которые довольно часто приезжают ученые из соседних университетов. Каждый семинар заканчивается неформальными посиделками в кафе, то есть по сути формальная дискуссия выходит из стен университета и продолжается до самой поздней ночи в более неформальной обстановке.

После посещения семинаров кружка во время своей первой стажировки я подумывала о том, как было бы здорово и полезно обсудить там часть своей диссертации. В декабре я закончила драфт главы для новой книги под редакцией Монро Прайса, директора Центра, который я написала на основе своей диссертации. Я решила также послать её организаторам кружка. Они очень заинтересовались и предложили мне провести семинар в рамках «Русского кружка».

Для меня это был совершенно новый формат. Я часто принимаю участие в конференциях, регулярно провожу семинары для студентов, в том числе, иностранных, но семинар для коллег, тем более, на английском языке – это был вызов. Я готовилась очень тщательно, продумывала возможные вопросы и ответы. Но такие вещи предугадать невозможно.      

Обсуждение состоялась 29 февраля 2016 года и длилось почти три часа, из которых моя презентация длилась всего 15 минут, остальное время заняла дискуссия. Она была очень доброжелательной, мне понравился тон, который выбрали коллеги. Невзирая на мой молодой возраст, я не ощущала никакого давления. Хотя на обсуждении не было ни одного ученого-правоведа, я была поражена, как глубоко американские ученые понимают суть проблем, связанных с регулированием медиа в России. Не было никаких наставлений – только рекомендации и вопросы. Уверена, что все они позволят мне значительно улучить диссертацию, обогатив её новыми красками.  

Совет: Накануне стажировки узнайте, какие регулярные семинары проводятся в университете. Напишите организаторам, отправьте свои работы и предложите их обсудить. Обсуждение позволит не только улучшить работу, но установить контакты с учеными, которые специально приедут на ваш семинар, на вашу тему 


Занятия в школе права

Хотя формально Центр, в котором я стажировалась, относится к факультету коммуникаций, в свой второй приезд я активно посещала занятия в школе права. Это связано с моими академическими интересами, которые лежат в области медиаправа, управления Интернетом и авторского права. Посещать занятия на других факультетах совершенно не возбраняется, но важно заручиться согласием преподавателя, к которому Вы хотите попасть. Это можно сделать по приезду или заранее по электронной почте.

В своём предыдущем отчёте я уже писала про школу права Университета Пенсильвании. Это очень сильный факультет, с отдельным зданием, собственной огромной библиотекой и прочей инфраструктурой. Поступить туда крайне сложно - выпускники этой школы легко находят себе работу в любой стране мира. Ниже несколько фотографий школы права, сделанные во время моей второй стажировки.

Отдельный дворик школы права. Февраль…

 

 Коридоры школы права – в портретах и скульптурах
             
             

Книжные ряды в пятиэтажной библиотеке школы права

 

Любимый читальный зал библиотеки школы права. Закрывается за полночь.

В школе права я посещала два курса – «Интернет право» (Internet Law) и «Первая поправка в 21 веке» (First Amendment in the 21st Century). Курсы были совершенно разные. «Интернет право» - это поточный лекционный курс в объеме 4 часа в неделю, его читал харизматичный профессор права Кристофер С. Ю. Из данного курса я получила много полезной информации о том, как регулируется Интернет в США.

На лекции по Интернет-праву

«Первая поправка в 21 веке» - это семинарский курс, который проводится в небольшой аудитории в неформальной обстановке – с плюшками и чаем. Курс ведет профессор права Сэт Креймер. Основное содержание – обсуждение дел. Каждую неделю студенты получают список судебных решений для ознакомления. Семинары основаны на проверке того, как студенты поняли решение, согласны с ним или нет.

Мне очень понравился принцип организации семинара, так как он предполагает, что все студенты обязательно выполняют домашнюю работу – вопрос лишь в выборе кейсов. Если они интересные, то дискуссии проходят очень живо, семинары проходят незаметно, а студенты с помощью такого метода гораздо легче усваивают правовые нормы.

Совет: Если вы занимаетесь междисциплинарными исследованиями, проверьте на сайтах других школ, есть ли там курсы, отвечающие вашим научным интересам. Вероятно, что курсы, которые вам очень нужны, проводятся другими школами. Узнайте, кто их читает и напишите неформальное письмо с просьбой организовать вам доступ к материалам и разрешить посещать занятия.


Вместо заключения

В целом две стажировки в Университете Пенсильвании обогатили меня не только знаниями, контактами и опытом. Они дали заряд мотивации, который очень важен при написании диссертаций. Моя PhD-программа завершается в следующем году, и, конечно, порой написание работы превращается в рутину. Стажировки позволяют этого избежать.

Стажировки дали мне ощущение, что я делаю что-то по-настоящему ценное, что моя PhD-диссертация, невзирая на региональный фокус легко встраивается в международный контекст. У меня открылось второе дыхание, и сейчас, в конце учебного года, когда на проверку приходят итоговые студенческие работы и особенно остро ощущается недостаток времени на научное творчество, я с упоением думаю о лете как о возможности скорее вернуться к своей PhD-диссертации, работа над которой уже переходит к завершающему этапу.    

Совет:Стажировки являются прекрасным способом мотивировать себя при подготовке долгосрочных проектов. Если вы приступаете к написанию PhD-исследования, запланируйте по крайней мере две зарубежных стажировки – в начале и в конце исследования. Первая стажировка позволит быстро собрать необходимую литературу на английском языке, а вторая – поможет отшлифовать исследование и откроет второе дыхание.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.