Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Логунова Ольга
Логунова Ольга Сергеевна, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ-Москва
Институт коммуникации, медиа и театра Университета Тампере (School of communication, media and theatre, University of Tampere, Finland)
Апрель 2016 г.
В апреле этого года я была на стажировке в Университете Тампере (Финляндия). Выбор был сделан в пользу этого университета, поскольку он имеет хорошую репутацию в сфере media studies. Мое знакомство с институтом коммуникации, медиа и театра произошло в рамках участия в международном проекте «Journalistic’s roles around the globe», где я выступала в качестве координатора полевого этапа контент-анализа в России (более подробную информацию о проекте вы можете посмотреть здесь:http://journalisticperformance.org.
Содержательные аспекты
В рамках командировки было несколько направлений деятельности.
Первое направление деятельности связано с анализом результатов совместного исследования, за время пребывания был написан первый драфт статьи с рабочим названием «The main journalism’s roles in Russian media», в работе над которым очень помогли обсуждения с коллегами, обратная связь от куратора проекта.
Кроме того, была проведена серия встреч с сотрудниками университета, которая позволила получить новые данные по методологии социальных наук и междисциплинарных исследований
Во-вторых, участие в курсе «BRICS and Media». Я подготовила и прочитала лекцию в его рамках, посвященную медиасистеме России, слушала лекции коллег, общалась со студентами. Это очень полезный опыт, поскольку практики конструирования учебных курсов отличаются. В частности, данный курс состоял лишь из 7 лекций, в рамках которых студентам (а это были иностранные студенты из Франции, Греции, Швейцарии и Германии) предлагался темы, посвященный каждой из стран-участниц. Кроме того, были прочитаны вводная и структурирующая разнообразие имеющейся аналитики лекции. В заключении была лекция-презентация, на которой группы студентов представляли свое понимание услышанного.
Интересны и формы контроля. Отдельной формой отчета является дневник студента, который он ведет по курсу, конспектируя материал и рефлексируя на заданную тему. Она очень распространена и любима студентами. Для каждого курса создана отдельная страница на сайте факультета, где размещается дополнительная литература, статьи, выступления лекторов – все, что поможет ребятам при подготовке итогового задания.
В рамках данного курса удалось посотрудничать с руководителем проекта «Медиа Стран БРИКС» Kaarle Nordenstreng и его коллегой Svetlana Pasti. В качестве преподавателя выступили также Haiyan Wang, Yuzhuo Cai и Leonardo Custodio. Наш замечательный коллектив представлен на фото.
Организационные аспекты
Занятия проходят в удобных классах, это и поточные аудитории, оборудованные всем необходимым и уютные комнаты для семинаров, и также специализированные комнаты для студентов-журналистов, которые выпускают свое радио, интернет-издание и телевизионные программы.
Рабочий процесс преподавателя организован превосходно. На время стажировки мне для работы был выделен кабинет, где я могла спокойно работать, имея все необходимое. ПО первому запросу мне установили необходимые программы и всячески сопровождали на протяжении всего времени пребывания. Вот в этом кабинете я провела большую часть стажировки.
Неформальные аспекты
В университете довольно спокойно - каждый работает в своем кабинете, несмотря на свободный график, большинство предпочитает работать именно там, запасаясь теплыми носочками, уютными пледами и большими чашками со сладостями. Каждый кабинет - это как мини-квартира. А по четвергам существует традиция собираться в комнате для отдыха и общаться, принимать гостей, обсуждать новые книги и просто пить чай.
И еще одна зарисовка, уже из студенческой жизни. При поступлении в университет каждый студент получает спец.одежду - комбинезон и рубашку. Они используются почти как студенческий билет, только с расширенными возможностями. По комбинезоны, его цвету и нашивкам можно знать на каком факультете учится их владелец, какие дополнительные курсы посещает, а специальные знаки позволяют им получать скидки в ресторанах и кинотеатрах. В таком виде ребята не только ходят в учиться, но и с удовольствием носят их в свободное время - на прогулки в парке и пятничные походы на дискотеки. Вот такой любопытный пример студенческой само идентификации. А вот и фото с яркими студентками.
В итоге, стажировка была очень разнообразна и эффективна и дала новый виток моей научной карьере.
В завершении прилагаю фотографии университетских классов во всем многообразии.