• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Максим Демин


Демин Максим Ростиславович, старший преподаватель факультета социологии (Санкт-Петербургский кампус)

Великобритания, Warwick university. "Социология знания: теория и ситуационное исследование"

Апрель – июнь 2013 г.



У философа науки Майкла Полани есть термин – «неявное знание». Неявное знание – это такой вид знания, который не может быть полностью формализован и рационализирован. Проще говоря, не все можно вычитать из книг; некоторое знание можно получить лишь благодаря собственному опыту. Возможность для представителей кадрового резерва самостоятельно спланировать и пройти индивидуальную стажировку означает не только шанс поработать в кабинетной тиши над собственным исследованием, но и лично поучаствовать в жизни других учебных и исследовательских центров.

 

О возможности поехать на стажировку для категории кадрового резерва «Будущие профессора» я узнал до того как был включен в эту категорию. Именно поездка в один из ведущих университетов мира казалась наиболее привлекательной прерогативой «будущих профессоров». Еще в конце предыдущего учебного года я постарался распределить преподавательскую нагрузку так, чтобы иметь возможность полностью использовать предоставляемую опцию.  

 

Данная стажировка не была моим первым опытом пребывания в зарубежном университете. Занимаясь историей немецкой академической философии, я три семестра учился в университетах Иены и Констанца, работал в библиотеке Геттингена, что позволило получить представление о немецком академическом ландшафте. Теперь мне хотелось использовать грант Высшей школой экономики для знакомства с англоязычными университетами: приобрести новые контакты, получить опыт исследования на английском языке и,  возможно, под новым углом взглянуть на мою тему.

 

Выбор места прохождения стажировки обуславливался двумя факторами – репутацией университета и возможностью поработать с интересным супервайзером. Мне повезло. Стив Фуллер – публичный ученый из университета Уорика, основоположник социальной эпистемологии, направления на стыке философии науки и социологии знания, заинтересовался моей темой и согласился быть моим консультантом.

 

Университет Уорика, основанный в 1965 г.,  является одним из самых успешных примеров использования новых подходов к организации университета. Он относится к так называемым предпринимательским университетам. Для них характерна гибкая структура, фокус на социально-экономических науках, стремление взаимодействовать с коммерческим сектором.  

Для меня было особенно интересно посмотреть на историю успеха молодого университета, сумевшего за короткое время подняться на верхние ступени академической иерархии.   Так, например, факультет социологии занимает в настоящее время согласно рейтингу The Guardian 3-е место в Англии, а по версии OQ (QS World University Rankings) – 23 в мире (эта информация размещена в конце каждого письма администрации факультета). Нужно сказать, что такие результаты даются непросто. В университете чувствуется дух жесткой конкурентной борьбы за привлечение внешнего финансирования. Сокращение государственного финансирования университетов, переформатирование взаимоотношений университета с обществом и бизнесом – это болезненные темы, находящиеся в зоне повышенного внимания. За время недолгого пребывания в университете я стал свидетелем студенческого «акупая». На несколько дней студенты заняли одно из помещений администрации, протестуя против коммерциализации университета.  

 

Помимо университета Уорика я посетил еще насколько английских университетов. Сильное впечатление произвел Оксфорд. Профессор Катариона Келли любезно провела полуторачасовую экскурсию по Нью Коллежду. Сам контраст между средневековой архитектурой (Нью-колледж был основан в 1379 г.) и бетонными зданиями Уорика, выполненными в духе конструктивизма 1970-ых годов, произвел большое впечатление. Как человеку, интересующемуся историей университетского знания, мне было важно почувствовать, что, несмотря на кажущееся единообразие, все успешные университеты счастливы по-своему (перефразируя Л.Н. Толстого, можно было бы сказать, что все несчастные университеты должны быть удивительно похожи).

 

Задачи любой стажировки молодых университетских сотрудников можно разделить на две большие группы. Первая группа связана с представлением собственных наработок и демонстрацией достигнутых результатов, здесь важно получить новые контакты, установить партнерские отношения. Вторая – получить новые  знания, критически взглянуть на тему своего исследования, понять дальнейшие пути развития. Успех стажировки состоит в комбинировании разных задач, в точном прогнозировании краткосрочных и долгосрочных результатов. Конкретные задачи моего пребывания в Уорике заключались в работе, как над собственным исследованием, так и над обновлением существующих и разработкой новых курсов.

 

Предоставленный офис и доступ к электронным и библиотечным ресурсам университета способствовали плодотворной исследовательской работе. За время пребывания в Англии я подготовил и сделал доклад «The Dilemma of Professionalism: Soviet Institutions and Contemporary Philosophical Praxis», собрал материалы по коллективному проекту «Институциональная история философии: формирование профессиональной философии» (поддержан РГНФ, руководитель В. Куренной).

 

Как преподавателю философии на разных факультетах нашего университета мне было интересно понять, как организовано философское образование в таком технократическом университет как Уорик. Для этого я решил встретиться с представителями философского факультета. Доктор Кристов Хоерль дал консультацию, раскрыв довольно тонкие технические вопросы. Он подробно рассказал, как организован факультет, как осуществляется набор студентов, какая стратегия выбрана факультетом по привлечению на курсы студентов обучающихся по другим специальностям.  Доктор Петр Фабинне рассказала о работе в рамках образовательной программы Philosophy, Politics and Economics (PPE), поделилась особенностями организации этой программы в Уорике.

 

Важным итогом стажировки можно считать подготовку программы курса «Sociology of knowledge: university and society». Данный курс совмещает такие тематические поля, как философия науки, история университетов и социология образования. Работа над курсом позволила лучше увидеть собственную тему исследования и несколько скорректировать фокус, исследовательского интереса. Работа над новым курсом оказалась очень эффективным способом отбора и реферирования современной исследовательской литературы, хорошим поводом для плотного взаимодействия с супервайзером. Надеюсь, что через год я смогу прочитать курс «Sociology of knowledge: university and society» в стенах нашего университета.





Центральная улица университетского кампуса. Архитектура конца шестидесятых годов отражает идею нового доступного образования. 





Мое рабочее место в офисе, который я делил вместе с координатором проекта My place  





Университеты зеленых лужаек – такое название получили ряд университетов, чьи кампусы размещались в живописной местности за пределами городов. Университет Уорика находится возле города Ковентри – родины велосипеда. 





Философия  -  базовый предмет средневекового университета. Один из четырех входов в здание 17 века Бодлианской библиотеки в Оксфорде.





Одна из преподавательских Нью-Коллежда. Университет Оксфорда напоминает одновременно дорогую гостиницу, музей и казарму




Информационная панель в коридоре факультета социологии. Среди объявлений анонс моего доклада. 





Акция студенческого протеста против коммерциализации государственных  университетов. 




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.