• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Роман Авдеев

Авдеев Роман Сергеевич,  доцент Департамента больших данных и информационного поиска Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ (Москва) 

Альпийский университет Гренобля, г. Гренобль, Франция
Июль - Август и Октябрь - Ноябрь 2018 г. 

Поездка на стажировку в рамках программы кадрового резерва "Будущие профессора" -- это уникальная возможность, которой хотелось непременно воспользоваться. Поиск места стажировки большой проблемы не составил: можно было напроситься на визит к нескольким знакомым зарубежным учёным, и в итоге выбор пал на Мишеля Бриона, работающего в институте Фурье Альпийского университета Гренобля во Франции. Предварительное согласие от Мишеля удалось получить ещё в декабре накануне официального включения меня в программу: он приезжал в Москву на конференцию, и мне удалось обсудить с ним этот вопрос лично.

После официального включения меня в программу "Будущие профессора" и подтверждения возможности стажировки весьма нетривиальной задачей оказалось выбрать сроки для поездки. В соответствии с правилами, стажировка должна длиться от 45 до 90 календарных дней, то есть от полутора до трёх месяцев. Однако даже минимально возможную продолжительность в 45 дней было очень проблематично вписать в мой график, так как у себя на факультете я читаю лекции по дисциплине, преподающейся на протяжении всего учебного года с сентября по июнь. (В этом плане коллеги по программе, не имеющие преподавания на протяжении целого модуля, получают неоспоримое преимущество!) Организовать замену или перенос для своих занятий на протяжении полутора месяцев -- практически нереальная затея, которая к тому же неминуемо приведёт к снижению качества преподавания. С другой стороны, уезжать на длительный срок в июле-августе во время отпуска тоже не хотелось по семейным соображениям. В итоге компромиссным вариантом стало разбиение стажировки на два периода длительностью по три недели каждый: первый период в июле-августе, второй -- в октябре-ноябре. Точные даты первого периода были выбраны исходя из возможностей Мишеля -- с середины июля по начало августа. Даты второго периода были выбраны исходя из следующих соображений: во-первых, хотелось захватить перерыв между первым и вторым модулями, чтобы на период поездки попало меньше моих занятий; во-вторых, в рамках поездки хотелось принять участие в конференции по моей тематике, проходящей в соседнем Лионе в конце октября -- начале ноября. В результате второй период был запланирован с середины октября по начало ноября: две недели в Гренобле и ещё одна в Лионе на конференции, с возвращением в Москву непосредственно из Лиона.

Оформление заявки на стажировку, а также согласование моего визита с принимающей стороной не представили серьёзных затруднений. Самая важная вещь, которую нужно было сделать до поездки, -- это найти жильё в Гренобле на время моего пребывания там. В Университете Гренобля есть специальное подразделение, которое занимается всевозможного рода поддержкой гостей университета, в том числе помогает найти жильё. Однако помощь в поиске жилья организована не так, как я предполагал изначально: во многих других университетах, где я бывал ранее, отбором вариантов доступного жилья занимались сотрудники университета, от меня лишь требовалось согласиться или не согласиться на тот или иной вариант. Здесь же, в университете Гренобля, организована целая база данных доступных для аренды объектов недвижимости, и мне предлагалось самому искать в этой базе подходящие варианты, самостоятельно связываться с арендодателями и договариваться об условиях. Данный вариант поиска жилья требовал от меня некоторых усилий, что поначалу вызывало негативные эмоции, однако в итоге эти усилия были вознаграждены: на время моего летнего визита мне удалось снять комнату, стоимость которой была сильно ниже по сравнению с предложениями самых дешёвых отелей. Позднее данный успех удалось повторить и для осеннего визита, найдя комнату на очень выгодных условиях несмотря на то, что из-за начала учебного года осенью предложений аренды жилья гораздо меньше, чем летом. В обоих случаях хозяева относились ко мне очень доброжелательно, никаких проблем в бытовом плане не возникло.

Ближайшие к Греноблю крупные аэропорты расположены в Лионе и Женеве, между ними и Греноблем существует очень удобное автобусное сообщение. До Гренобля от аэропорта Лиона на автобусе ехать час, от аэропорта Женевы -- чуть больше двух часов. Соответственно от аэропорта Лиона автобусы ходят чаще, а билеты на них дешевле. Тем не менее, из соображений удобства/выгоды три раза из четырёх я летел через Женеву. Ещё один вариант добраться до Гренобля -- лететь до Парижа и затем ещё три часа ехать на высокоскоростном поезде TGV (иногда можно удачно попасть на скидки).

Во время летнего визита я жил довольно далеко от университета, добираться до него можно было на трамвае, однако более дешёвым и по-своему интересным оказался вариант взять напрокат велосипед. В Гренобле имеется развитая сеть велопроката под названием Métrovélo, где можно арендовать велосипеды разных видов на срок 1 день, 1 месяц, 3 месяца или 1 год. Правда, есть один нюанс: при аренде на срок от 1 месяца в качестве залога требуется указать данные европейского банковского счёта. У меня такого счёта не было, и проблему удалось решить только с помощью Мишеля. Осенью я жил совершенно в другом месте в 25 минутах ходьбы от университета. Почти на всём протяжении двух недель моего осеннего пребывания погода была не дождливая, и я ходил до университета и обратно пешком.

В июле у местных студентов заканчивается учебный год, многие сотрудники университета уходят в отпуска, поэтому в мой летний приезд населённость института Фурье, а также всего университетского кампуса вокруг заметно уменьшалась. Всевозможные магазинчики, киоски и кафе, ориентированные в первую очередь на студентов, постепенно закрывались.

В последние дни июля начались официальные трёхнедельные каникулы и университетский кампус опустел, все магазинчики и кафе закрылись, а вход в институт стал возможен только по коду. В институт в это время приходили буквально несколько человек (включая меня и Мишеля), так что последняя неделя моего летнего визита прошла в тишине. Стоит также отметить, что в конце июля -- начале августа в Гренобле стояла жара с дневной температурой до +35..+37 градусов. Поскольку офисы института (по крайней мере, в том крыле, где находился мой офис) не были оборудованы кондиционерами, работать в таких условиях было нелегко. Впрочем, серьёзных проблем жара не доставила.

На время моего пребывания в институте Фурье мне был выделен гостевой офис, а также открыт доступ к университетской сети (в том числе wi-fi). Также была возможность пользоваться ресурсами библиотеки. С содержательной точки зрения я в основном занимался своими текущими проектами, время от времени консультируясь с Мишелем по поводу различных возникавших в моей работе вопросов. Мишель мне также рассказал о своём текущем проекте, что оказалось для меня очень интересным и познавательным. В начале моего летнего визита мне довольно неожиданно удалось получить заметное продвижение в одном из моих давних проектов, в связи с чем я решил сконцентрироваться именно на нём. Уникальная возможность работать над одной задачей с утра до вечера не отвлекаясь ни на что сыграла свою положительную роль, и к концу летнего визита мне удалось получить несколько новых интересных результатов, которые станут основой для очередной статьи. Во время осеннего визита я работал в том же режиме, однако уже над другим проектом -- дописывал статью, требовавшуюся для отчётности по грантам. В октябре мне удалось выступить на общеинститутском семинаре по алгебре и геометрии и рассказать о своём проекте. На последней неделе моей осенней поездки мы с Мишелем и ещё несколькими обитателями института Фурье уехали в Лион, где проходила конференция по нашей тематике. На этой конференции мне удалось пообщаться со многими зарубежными коллегами и поделиться с ними своими последними результатами.

В целом я очень доволен результатами своей стажировки, однако в заключение хотелось бы упомянуть парочку подводных камней в финансовом плане, которые при неудачном стечении обстоятельств могут сильно омрачить впечатления от поездки (в моём случае всё закончилось благополучно). Во-первых, во время стажировки в качестве зарплаты выплачивается средний заработок за последний год. Это означает, что если ваша стажировка проходит осенью и как раз с этой осени вам назначена долгожданная надбавка за публикации, то на время стажировки данная надбавка фактически обнулится, что может вылиться в огромные потери, сопоставимые с общим размером финансирования стажировки. С другой стороны, нетрудно себе представить противоположную ситуацию, когда отъезд на стажировку приносит существенную надбавку к вашей текущей зарплате. Во-вторых, неприятный сюрприз может поджидать при покрытии расходов по командировке в ситуации, когда фактические расходы (включая суточные) превосходят предельный размер финансирования стажировки. Казалось бы, в данной ситуации естественно выплатить человеку величину этого самого предельного размера, и дело с концом. Но нет, не тут-то было! Оказывается, каждый пункт авансового отчёта может быть либо полностью оплачен, либо не оплачен вовсе, и третьего не дано. Так что оплачена в итоге будет такая комбинация пунктов авансового отчёта, которая даёт максимально возможную сумму, не превосходящую предельного лимита. Как нетрудно понять, при неудачном стечении обстоятельств величина компенсированных расходов может оказаться сильно меньше, чем предельный лимит, при том что фактические расходы превосходят данный лимит.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.