• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Междисциплинарный семинар "Проектное обучение в высшем образовании"

1 октября в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошел междисциплинарный научный семинар на тему: "Проектное обучение в высшем образовании. Особенности и проблематика взаимосвязи социально-экономических дисциплин и современной инженерии".
Читать репортаж


1 октября в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошел междисциплинарный научный семинар на тему: «Проектное обучение в высшем образовании. Особенности и проблематика взаимосвязи социально-экономических дисциплин и современной инженерии».


Открыл семинар директор нижегородского филиала Олег Рамазанович Козырев! Он поделился своим взглядом на проблематику и рассказал о том, какие методики проектного обучения уже применяются в нижегородском кампусе. Заверил организаторов и участников в том, что он, как директор филиала, всячески готов содействовать внедрению результатов семинара. Такой деловой подход со стороны Олега Рамазановича подстегнул всех работать с невероятным энтузиазмом.



Продолжила семинар его руководитель, доцент кафедры управления разработкой программного обеспечения, Наталья Белова. В своем выступлении она поделилась опытом формирования проектного обучения в рамках дисциплины «Командный проект по программной инженерии», поделилась успехами и трудностями, с которыми пришлось столкнуться при взаимодействии со студенческими командами. Очертила круг проблем, которые необходимо решить для того, чтобы проектное обучение было более эффективным с точки зрения будущего работодателя.



Формирование команды - это один из краеугольных камней проектного обучения, который был рассмотрен достаточно подробно. Здесь экспертным мнением делилась Анна Липатова, стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований. Участники семинара совместно с докладчиком обсудили основные аспекты командной работы с точки зрения психологии. В первую очередь были выявлены параметры отличия команды от других групп. После этого были разобраны два вида командообразования – комплектование команд с нуля и тренинг командной сыгровки уже существующих рабочих групп. Наиболее живое обсуждение вызвала концепция Р.М. Белбина, представленная докладчиком, о командных ролях (позициях). В совместной дискуссии все участники выявили плюсы и минусы подобного подхода, а также возможности его применения. В заключении Анна Липатова ответила на вопросы аудитории о преимуществе командной работы в конкретных проектах.



Выступление доцента кафедры иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики Марии Лытаевой было посвящено дидактическим аспектам реализации проектной методики.



Оживленную дискуссию вызвали отличия учебных проектов от проектов в бизнес-среде. Мария Лытаева предложила участникам семинара распределить формируемые социально-личностные и методические компетенции, учебные задачи и роли, которые преподаватель принимает в ходе работы с проектом, в зависимости от этапов проекта.

 




Такая практическая работа позволила преподавателям в группах обсудить рассматриваемые вопросы и убедиться еще раз в комплексности решаемой педагогической задачи, сложности ее реализации в учебном процессе.


После небольшого перерыва работа семинара была продолжена выступлением преподавателя Международного института экономики и финансов Марии Кокоревой. Она обратила взор участников на проблематику проектного обучения с точки зрения финансов. С первых минут доклада завязалась живая дискуссия, поскольку всех интересовало мнение бизнес-сообщества на такого рода обучение в вузах. Мария поделилась опытом, как именно оценивать проект с финансовой точки зрения, каковы сложности и как свести к минимуму ошибочную оценку.



Дмитрий Малышев, доцент кафедры прикладной математики и информатики (Нижний Новгород), старший научный сотрудник Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур (Нижний Новгород) продолжил выступление совместно с Андреем Савченко, доцентом кафедры информационных систем и технологий (Нижний Новгород). Оба спикера поделились обширным опытом применения проектного подхода к обучению в процессе реализации проектов, финансируемых различными фондами (гранты). Кроме этого подробно рассказали о всех стадиях и особенностях таких проектов, начиная с момента формирования заявки и заканчивая патентованием и итоговой отчетностью.




Павел Сухов, преподаватель кафедры прикладной математики и информатики (Нижний Новгород), был одним из финальных спикеров семинара, и именно поэтому его презентация была максимально информативна, но при этом вовсе не утомительна. В ней присутствовали элементы интерактивного взаимодействия с аудиторией, что существенно повысило результаты общей работы над поставленными докладчиком вопросами, такими как: основные проблемы трудоустройства студентов, а так же, профориентация студентов на этапе обучения в вузе. Как было выявлено в процессе обсуждения, часть вопросов может быть частично решена с помощью применения методов проектного обучения.




Закрывал семинар Петр Сковородников, ассистент факультета дизайна МИЭМ. Он поделился опытом организации краткосрочного проектного обучения в рамках реализации студенческими коллективами реальных проектов по Web-дизайну. Резюмировал сформулированные в процессе семинара вопросы и некоторые решения, которых удалось достичь в процессе обсуждения.



В целом семинар показал, что тема Проектного обучения очень актуальна и является междисциплинарной. Такая совместная работа объединила участников, позволила взглянуть на некоторые проблемы в своей научной сфере с совершенно других позиций. Заложенная на семинаре база, возможно, в будущем станет отправной точкой для совместной проектной или исследовательской деятельности.