Выездной семинар кадрового резерва «Академическая среда: совершенствование качества образовательного процесса через развитие педагогических компетенций преподавателей»
О том, как проходил выездной семинар, читайте далее
Фотографии в веб-альбоме Picasa
С 8 по 10 июня в подмосковном пансионате «Липки» прошел выездной семинар кадрового резерва, посвященный совершенствованию педагогических компетенций преподавателей. Участниками семинара стали 37 резервистов Вышки из Москвы, Перми, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. В течение семинара они познакомились с опытом преподавания старших коллег и обменялись друг с другом собственным видением по обсуждаемым профессиональным вопросам, а также приняли участие в экспертной оценке промежуточных результатов работы проектных команд над инициативными образовательными проектами (ИОП).
Семинар открыло выступление проректора Сергея Юрьевича Рощина, который рассказал о задачах и перспективах образовательной политики университета. В выступлении Сергей Юрьевич отметил интересный факт – по результатам опроса, среди выпускников Вышки не удалось найти ни одного, преподающего в другом вузе. По его мнению, Вышка выигрывает среди других вузов не только качеством обучения, но и усовершенствованной за 20 лет системой отбора – как студентов, так и самих преподавателей. В России нет академического рынка труда. Все это способствует тому, что преподаватели и студенты, ориентированные на академические карьеры, стремятся остаться работать в университете.
Первая часть семинара носила прикладной характер, была направлена на оснащение участников методиками и методическими приемами, которые могут быть использованы в преподавании.
На семинаре всех приятно удивило выступление первого проректора Вадима Валерьевича Радаева в качестве преподавателя. Вадим Валерьевич, несмотря на перемены в жизни, смену мест работы и появление административной нагрузки, преподает уже 30 лет. Его мастерская называлась - "Чему учит опыт преподавания?".
Вадим Валерьевич отметил, что помимо глубоких знаний в научной области, преподавателю необходимо обладать целым спектром навыков. Например, очень важно научиться удерживать внимание студентов, и для этого у каждого есть свои методы: зарисовки, байки, зрительный контакт с аудиторией, неожиданные действия и другие интересные приемы. Стоит обращать внимание на собственные «слова, звуки, жесты» и внешний вид. Слова-паразиты, лишние звуки, излишне эмоциональные жесты – все это отвлекает внимание слушателей и создает неблагоприятное впечатление о преподавателе у студентов. Самоконтроль в таких, казалось бы, незначительных вещах, не менее важен, чем качественная подготовка к занятию.
Сам Вадим Валерьевич, несмотря на большой опыт преподавательской деятельности, всегда готовится занятиям. Иногда подготовка может занять 5 минут, но настроиться на занятие необходимо! Самым главным в преподавании он считает искренний интерес к своему предмету - если преподавателю скучно, то никакие способы и методические «уловки» не помогут...
Мастерская Оксаны Эдуардовны Черненко была посвящена активному включению студентов в работу учебных семинаров. По результатам опроса резервистов, именно этот вопрос, является для них одним из самых актуальных. Оксана Эдуардовна рассказала об организации работы малых групп, об использовании приема «рандомных опросов» и работе с текстами. Но самое интересное, что в ходе мастерской она попросила участников в течение нескольких минут ответить на три вопроса: «Чему учит курс, который вы преподаете?», «Как вы учите?» и «Как вы оцениваете результаты?». Отвечая на эти вопросы, молодые преподаватели пришли к выводу, что и самим студентам очень важно понимать смысл изучаемого курса, иметь представление о том, как будет организовано преподавание, и по каким критериям их будут оценивать. Это понимание вызвало желание преподавателей внести изменения в описание программ преподаваемых курсов.
Ольга Евгеньевна Кузина включила всех участников своей мастерской в совместное размышление об организации аттестации студентов. Были определены недостатки существующей системы и предложены конкретные приемы организации тестирования, оценивания и получения обратной связи, позволяющие сделать аттестацию не только формой проверки знаний, но и эффективным инструментом обучения!
Вторая часть семинара была посвящена обсуждению проектов направленных на развитие образовательного пространства университета. На семинар специально были приглашены руководители проектных групп, которые победили в конкурсе инициативных образовательных проектов 2012 года.
Проект «Информационно-коммуникационные технологии: инновационные практики применения в учебном процессе» представлял А.В. Поршнев (г. Нижний Новгород), проект «Говори смелее! Разработка комплекса методических рекомендаций и создание инновационного курса "Практикум активного речевого общения на восточных языках" представляли Ю.А. Селиверстова и Т.В. Пересадько (г. Москва) и проект «Разработка практических заданий и лабораторных работ для дисциплин блока "Компьютерная лингвистика" представлял Н.В. Карпов (г. Нижний Новгород).
В ходе обсуждения проектов в групповой работе и публичной презентации промежуточных результатов, были сформулированы предложения по их доработке, с учетом актуальности и применимости результатов в НИУ ВШЭ.
Семинар оказался очень содержательным и насыщенным. Даже при неформальном общении с проректором Марией Марковной Юдкевич резервисты получили ответы на многие актуальные профессиональные вопросы. Участники семинара познакомились друг с другом и нашли партнеров для будущих совместных проектов
Благодарим всех за продуктивную работу и желаем успеха в реализации задуманных идей!
Теперь наше общение переместилось в виртуальное пространство - на страницу Управления академического развития в facebook http://www.facebook.com/groups/academics.hse.