• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Обучение в аспирантуре США: опыт выпускников Вышки. Видеозапись

В понедельник, 13 сентября в Высшей школе экономики прошла встреча студентов и преподавателей с аспирантом Университета Миннесоты Константином Голяевым. Встреча была посвящена обучению в аспирантуре американских университетов. О чём велась речь на встрече и какие вопросы интересовали слушателей, можно посмотреть и почитать далее→

 

В понедельник, 13 сентября в Высшей школе экономики прошла встреча студентов и преподавателей с аспирантом Университета Миннесоты Константином Голяевым. Встреча была посвящена обучению в аспирантуре американских университетов.

После вступительного слова директора по академическому развитию ГУ-ВШЭ М.М. Юдкевич, Константин Голяев рассказал немного о себе. Как и у многих участников встречи, его профессиональное образование началось в бакалавриате Высшей школе экономики. По его словам, во время учебы он ещё не представлял в полной мере, чем будет заниматься через несколько лет. Такая же неопределённость, заметил Константин, свойственна большинству студентов бакалавриата.

Закончив бакалавриат факультета экономики ГУ-ВШЭ, Константин продолжил образование в магистратуре Российской экономической школы, и лишь по окончании РЭШ принял решение о поступлении в зарубежную аспирантуру.

В этом году Константин завершает последний, пятый год обучения в аспирантуре. Как же строится система обучения в аспирантуре в университетах США? Для всех университетов схема одинакова: первые два года проходит классическое обучение, причем многие предметы, которые преподаются, Константин изучил еще в магистратуре. Последние три года обучения посвящены лишь подготовке диссертации, и аспирант сам отвечает за собственную организацию. Заставить себя заниматься исследованием - это и есть самый сложный этап, по мнению Константина.

Однако эта сложность преодолима. По словам Константина, если приёмная комиссия одобрила вашу кандидатуру, это значит, что вы способны успешно закончить аспирантуру. В случае же, если по какой-либо причине аспирант не заканчивает все пять лет обучения, он выпускается с дипломом магистра. Однако как таковой магистратуры в США нет, а магистры - это «недоучившиеся» аспиранты.

В целом встреча оказалась построена на живом общении участников и Константина, аудитория задала немало вопросов гостю.

Один из вопросов был посвящен подготовке диссертации. Как отметил, Константин, предмет диссертации обязательно должен быть чем-то новым в науке. Это должно быть исследование, которое ещё никто не проводил. Завершить работу за три года вполне возможно, но, когда нет обязательств, вроде посещения пар, - заставить себя заниматься исследованием крайне сложно. Но есть редкие случаи, когда люди, которые умудряются закончить аспирантуру за 4 года. В этом случае последний год аспирант может посвятить поиску работы. И надо отметить, что университеты в этом отношении помогают своим выпускникам: на интернет-сайтах отделов аспирантуры публикуются списки выпускников, и работодатель сам может найти подходящую кандидатуру среди PhD. Кстати, работодатель может обеспечить выпускника рабочей визой. Если же вы окажетесь незаменимым на своей работе, то работодатель может инициировать получение «green card». Но стоит понимать, что пятилетнее обучение в аспирантуре США подразумевает, в первую очередь, выбор в пользу академической карьеры. Получение степени PhD для работы в бизнесе и в США, и в России бессмысленно, так как, а эти пять лет гораздо практичнее посвятить непосредственно бизнесу.

Участники поинтересовались, можно ли одновременно учиться в аспирантуре и работать. Оказалось, что как такового заочного обучения в США нет. Однако сам Константин находит возможность уделять до 10 часов работе в университете. Да и для визита на родину можно безболезненно выкроить время, были бы деньги на билет, ведь обучение в аспирантуре стоит довольно дорого. Однако мало кто платит полную цену. Хорошим подспорьем в этом отношении становится возможность получать стипендию, читать лекции и пользоваться помощью многочисленных фондов и грантов.

Константин рассказал и о поступлении в аспирантуру. Подготовка начинается с рассылки рекомендательных писем, которые обязательно должны быть целенаправленными. А сразу после поступления стоит начинать налаживать общение с будущим научным руководителем, «супервайзером»,  так как личное и доверительное общение в процессе работы над исследованием крайне важно. Достичь же нужного уровня понимания по электронной почте практически невозможно.

Отвечая на один из вопросов, Константин отметил, что в отличие от отечественной аспирантуры, в зарубежную - принимаются и выпускники бакалавриата. Правда, может возникнуть дефицит знаний и, откровенно говоря, шансов у магистров все же больше. Не стоит забывать о предстоящих сложностях, если вы решили подать документы на направление, отличающееся от прошлого профессионального образования. Сам Константин подавал документы одновременно в 13 университетов и получил 6 положительных отзывов, обеспечив себе возможность выбора аспирантуры.

Участники встречи обсудили также возможности поступления «среднестатистического» студента Вышки в магистратуру РЭШ. По словам Константина, попасть в магистратуру РЭШ несложно, но для получения бюджетного места придётся серьезно постараться.

Завершая встречу, Константин отметил, что главные свойства для получения заветной степени PhD - упорство и желание достичь результата, а не только ум и талант.

 

 

Видеозапись встречи с Константином Голяевым можно посмотреть на сайте video.edu.ru