Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Курьян Мария Львовна.
Курьян Мария Львовна, доцент каф. ин. языков, НИУ-ВШЭ Нижний Новгород
США, Portland State University
июнь-июль 2015 г.
Моя стажировка проходила в университете города Портленд (Portland State University), шт. Орегон, США, с 25. 06. 2015 – 15. 07. 2015. Несмотря на летнее время, в вузе активно продолжались занятия (летний семестр), поэтому у меня получилось закончить учебный год в Вышке, принять экзамены у своих студентов и «без отрыва от производства» погрузиться в академический мир американского университета. Главной целью поездки было расширение представлений о концепции преподавания английского языка для академических целей. Кроме того, важным заданием было собрать материалы по теме исследования, связанного с проблемой студенческой вовлеченности.
Мое общение складывалось, в основном, с преподавателями с факультета Прикладной лингвистики, Программы интенсивного изучения английского (рассчитанной на иностранных студентов) и Флагманской программы русского языка (в рамках которой студенты интенсивно изучают русский язык, достигая продвинутого уровня в течение 4х лет, даже если поступили на программу с нулевым/ начальным уровнем). Профессора и преподаватели с готовностью шли на контакт: приглашали на свои занятия, предоставляли доступ к авторским учебным сайтам, обеспечивали учебной литературой, с энтузиазмом отвечали на любые вопросы, связанные с организацией образовательного процесса.
Все это позволило проанализировать современные подходы к преподаванию иностранного языка в целом и академических аспектов в частности; познакомиться с методиками преподавания английского как иностранного; изучить современные тенденции в организации образовательного пространства, выстраивании системы общения между преподавателем и учащимися, использовании различных форм работы на занятиях.
Интересным показалось то, какое значение придается концепции «автономности учащихся» (learner autonomy) – вся образовательная система построена таким образом, что от студентов ожидается серьезная самостоятельная работа и высокий уровень ответственности при подготовке к занятиям, а также во время занятий. Использование, например, «перевернутого класса» (flipped classroom), проектной деятельности, превалирование групповой работы в аудитории призваны способствовать возрастанию данной автономности.
Библиотека Портлендского государственного университета также заслуживает отдельного упоминания – организация доступа к материалам, а также качество и количество предоставляемых ресурсов представлены на высочайшем уровне.
Особую признательность хочется выразить проф. Кимберли Браун, Фиби Даурио и проф. Сандре Фрилз.
И, конечно, огромное спасибо Высшей школе экономики за то, что стажировка состоялась и прошла эффективно.
С профессором Уильямом Комером – директором Флагманской программы русского языка.
С профессором Кимберли Браун – преподавателем факультета Прикладной лингвистики.
Кофейня для любителей качественных методов исследования
У Нижнего Новгорода и Портленда больше общего, чем кажется на первый взгляд;)