• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Междисциплинарные научные семинары, 2012 год

 

Весенний цикл


"Философия в современном университете"

Санкт-Петербургский кампус

Сайт семинара

 

Семинар направлен на обсуждения возможности новых стандартов и методов преподавания философии. Налицо нехватка современных учебных пособий, а большинство российских учебников по философии воспроизводят позднесоветскую модель изложения философского знания. Московскими коллегами и сотрудниками кампусов ВШЭ накоплен обширный опыт модернизации курса, который требует критического осмысления и обсуждения в экспертном сообществе. Как планируют организаторы, в ходе обсуждения удастся привлечь как специалистов из других дисциплин, так и вышкинских студентов. Что может дать базовый курс по философии современному специалисту? Какие точки взаимного интереса существуют между философами и другими представителями социальных и экономических наук?

Руководитель - Демин Максим Ростиславович.

 


 

 

"Конкурентоспособность региона в современных условиях"

Пермский кампус

Сайт семинара

 

Цель семинара – организация продуктивного дискуссионного пространства вокруг темы оценки и факторов конкурентоспособности региона для получения материалов и технологий (для последующего использования в учебном процессе) и коллабораций, способствующих развитию межфилиальских исследовательских коллективов.

Руководитель - Шафранская Ирина Николаевна

 

 

Осенний цикл

 

"Идентичности в современном мире: (меж)дисциплинарные исследования и повседневное производство"

Санкт-Петербургский кампус

Сайт семинара

 

Сегодня понятие идентичности превратилось в одну из популярных категорий социально-гуманитарных наук. Идентичность исследуют психологи, социологи, лингвисты, философы, экономисты и др. Данное понятие изначально выбивалось из рамок дисциплинарных границ, определяя одновременно индивидуальный, социальный, культурный и политический феномен. При этом множественность пониманий данной категории столь велика, что подчас подразумевает противоположные значения. Данный семинар направлен на развитие такого междисциплинарного поля, на котором смогут «играть» различные специалисты, создавая общие команды, заимствуя методы и методологические перспективы друг друга.

Цель семинара - начать развивать в НИУ ВШЭ междисциплинарное направление исследований идентичности через совместную рефлексию методологических оснований изучения данного феномена и методик преподавания специализированных курсов.

Руководитель - Крупец Яна Николаевна.

 



"Проблемы преподавания и обучения на английском языке по образовательным программам приоритетных направлений развития НИУ ВШЭ"

Пермский кампус

Сайт семинара

 

Стратегическими планами НИУ ВШЭ является выход на международный академический уровень, что актуализирует потребность предоставления англоязычных программ в бакалавриате и магистратуре. Это потребует в ближайшие 2-3 года поэтапного перехода к преподаванию на английском языке.

Цель семинара - выяснить, каким образом будет происходить трансформация модели преподавания и обучения на английском языке, а именно:

  • каковы фактические и «реальные» результаты растущего числа курсов на английском языке в НИУ ВШЭ?
  • какие сложности возникают на разных уровнях в процессе данной трансформации?
  • существуют ли универсальные подходы и правила, позволяющие улучшить качество преподавания на английском языке?
  • каковы закономерности обучения студентов на английском языке?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо привлечение экспертов из различных областей науки: лингвистики, психологии, социологии, педагогики. В рамках междисциплинарного семинара предоставляется возможность собрать экспертов в упомянутых областях для обмена опытом преподавания и обучения на английском языке.

Руководитель - Мандрикова Елена Юрьевна.

 



"Экономика образования, междисциплинарные аспекты"

Нижегородский кампус

Сайт семинара

 

Современная экономика основывается на интеллектуальном капитале и знаниях, поэтому изучение экономики образования является одним из трендов в современной экономической науке. Экономика образования представляет собой комплексный предмет изучения, находящийся на стыке нескольких дисциплин: экономики, менеджмента, психологии, социологии и педагогики.

Цель семинара – обсуждение молодыми исследователями из разных областей науки различных теоретических концепций и прикладных инструментов анализа экономики образования; привлечение к исследованиям в этой области новых преподавателей, молодых исследователей и студентов.

Руководитель - Креховец Екатерина Владимировна.

 


 

"Проблемы миграции в России и мире"

Санкт-Петербургский кампус

Сайт семинара

 

Международная миграция рабочей силы и населения является важным фактором, который оказывает огромное влияние не только на социальную сферу, но и на экономику и политику государств. Специалисты разных научных направлений занимаются проблемами миграции, часто не зная, как данная проблема изучается коллегами из других областей. В рамках данного семинара научно-педагогическим работникам НИУ ВШЭ, интересующимся данным вопросом, представится возможность получить наиболее полное представление о том, как в рамках различных дисциплин, таких как социология, политология, экономика, демография, культурология, психология, социолингвистика, изучается данная проблема.

Цель семинара - создание площадки для междисциплинарного дискурса по проблемам миграции в России и мире.

Руководитель - Григорян Лусине Корюновна.

 

 

Осенний цикл - дополнительный набор (продолжение тематики междисциплинарных семинаров 2011 г.)

 

"Точки роста и камни преткновения междисциплинарных исследований потребления"

Санкт-Петербургский кампус

Сайт семинара

 

В 2011 году в рамках конкурса междисциплинарных семинаров был проведен семинар «Индивидуальные потребительские стратегии в России на пересечении социологии, экономики, психологии». По объективным причинам приглашенный экономист не смог принять участие в семинаре, и задуманный формат не был реализован в полной мере. Вместе с тем, присутствие психолога актуализировало ряд важных для понимания особенностей междисциплинарной коммуникации между исследователями. Так, можно сказать, что междисциплинарность возникает там, где происходит диалог между дисциплинами, каждая из которых имеет собственные границы, предмет, язык и нередко метод. Такое междисциплинарное взаимодействие может протекать в различных институциональных формах: в виде организации разовых проектов, создания междисциплинарных исследовательских центров или даже разработки субдисциплин, как в случае, например, с социальной психологией. Но, в любом случае, оно разворачивается в рамках академической структуры – в университете, на страницах профессиональных журналов, на специализированных конференциях и т.д. Вторая логика менее очевидна и предполагает, что приставка «меж» не столько отсылает к отношениям между науками, сколько указывает на провал между ними. Провал, в который попадают особого типа исследования, в результате именуемые внедисциплинарными. В-третьих, даже в рамках уже реализуемого междисциплинарного проекта не всегда ясно, в чем заключается само взаимодействие между дисциплинами. Имея особое поле и особый подход, выработать общее решение проблематично. Еще одна, четвертая, проблема междисциплинарных проектов связана с рождением неравенства между дисциплинами. Кто будет задавать общую логику проекта или работы центра, каким образом будут распределяться ресурсы – вопросы тесно связанные с дискурсом о том, какая наука «лучше». И вновь с одной стороны, междисциплинарность подчеркивает границы наук, но с другой, провоцирует риски для внутренней солидарности дисциплины, которые преодолеваются дисциплинированностью, живым интересом и ответственностью исследователей. Выделение четырех основных направлений, которые с одной стороны дают возможности для исследования, а с другой стороны создают ограничения, станет точкой отсчета для обсуждения перспектив создания проекта междисциплинарной сети исследователей потребления и преподавателей, читающих курс по этой теме. Принимая во внимание опыт прошлого семинара, в этом году в рамках одной площадки соберутся социологи, экономисты, менеджеры для того, чтобы обменяться опытом реализации исследовательских проектов. В фокусе внимания окажутся непосредственно темы, методы сбора информации, характер полученного в итоге знания и его применение. Накопленный в результате проведения двух семинаров материал и установившиеся связи между кампусами станут основанием для создания проекта сети исследователей и преподавателей, занимающихся потреблением.

 

Цель семинара: создание проекта междисциплинарной сети исследователей потребления и преподавателей этой темы в НИУ ВШЭ для студентов, магистрантов и аспирантов.

Руководитель - Ариф Эльвира Маратовна

 


 

"Роль инноваций и интеллектуального капитала в условиях экономического кризиса"

Пермский кампус

Сайт семинара

 

Семинар является продолжением инициированных в 2011 году исследовательских проектов посвященных проблемам создания ценности компаний на основе аккумулирования ее интеллектуального капитала и осуществления инноваций. Одним из наиболее актуальных вопросов современной теории управления является оценка ключевых факторов, влияющих на успешность функционирования компаний и отраслей в конкурентной среде как на локальном, так и на мировом уровне. Это направление безусловно актуально: и содержит широкий спектр исследовательских задач. В рамках предстоящего семинара предлагается обсудить вопросы инвестиционной стратегии и тактики компании во время и после экономического кризиса. В течение и после кризиса 2008-2009 г.г. возникло множество публикаций, посвященных причинам затяжной рецессии на локальных и глобальных рынках. Не остались без внимания и последствия кризисных явлений и афтершоков, возникающих и по сей день. При этом ряд важных прикладных экономических задач, на наш взгляд, не получил должного анализа и обсуждения в научном сообществе, в частности. Одной из таких проблем можно назвать выявления факторов, сформировавших преимущества компаний, которым удалось успешно в сравнении с их конкурентами преодолеть сложную рыночную конъюнктуру кризисных лет. Исследование таких факторов принципиально важная задача как с позиции теории, так и с точки зрения практической ценности результатов этого анализа. Большинство компаний в период кризиса выбрали рестриктивную политику, сокращая персонал, сворачивая инвестиционные программы, затраты на маркетинг и т.д. Это дало возможность многим из них остаться на плаву, но в то же время, часть компаний напротив «пошли ва-банк», воспользовавшись неустойчивостью рынка. То, что действительно можно было наблюдать во время кризиса, представляется лишь верхушкой айсберга. Несмотря на неизбежный негативный эффект финансового шока и экономической рецессии 2008-2009 гг., части компаний не просто удалось выжить, но и показать беспрецедентные прорывы, например, существенное увеличение доли рынка.

 

Таким образом, исследования реакции экономических агентов на кризисные явления на микроуровне представляют собой малоизученное поле, тем не менее, имеющее значительный потенциал развития в научно-практическом плане. Интеллектуальные активы, определяемые в теории как источник создания ценности компании, в периоды экзогенных шоков должны стать своего рода «спасательным кругом», поддерживающим компании и позволяющим пережить кризис.

 

Семинар призван развить и инициировать совместные исследовательские проекты сотрудников и студентов кампусов НИУ ВШЭ по предложенной проблематике. Учитывая междисциплинарный характер самого явления «интеллектуальный капитал», естественным представляется стремление закрепить и углубить возможности совместной академической работы по данной теме. Кроме этого, вовлечение сотрудников и студентов Нижегородского, Санкт-Петербургского и Пермского кампусов НИУ ВШЭ, поддержание мотивации к активной исследовательской работе также является важным стимулом к проведению данного семинара. Привлечение к семинару профессора А.Барахаса (Университет Виго, Испания), профессора Т. Джексона (Университет Мидлсбро, Великобритания) и Долорес Санес Бенгоа (Университет прикладных наук, Лихтенштейн) открывает новые перспективы международного сотрудничества в рамках данного направления. Отдельный акцент будет сделан на представление и рецензирование результатов исследований, полученных аспирантами и молодыми исследователями. Особенности выбранной проблемы позволяют также вывести обсуждение за рамки чисто академического сообщества и привлечь к нему представителей реального бизнеса и органов государственной власти, что открывает дополнительные возможности развития прикладных и консалтинговых проектов.

 

Цель семинара заключается в развитии существующих и создании новых исследовательских проектов в сфере стратегических инвестиций в инновации и интеллектуальные активы. Акцент при этом делается на формирование команд из представителей науки и бизнеса, удаленных географически, но объединенных идеей научно-практического поиска устойчивых конкурентных преимуществ современной компании. Это позволит на примере выбранного направления содействовать формированию практики продвижения полученных исследовательских результатов, а также сформировать междисциплинарную команду исследователей по дальнейшему изучению инновационного поведения предприятий и интеллектуального капитала.

Руководитель - Шакина Елена Анатольевна

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.