Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Наталья Шушкова

 

Шушкова Наталья Викторовна, доцент кафедры гумантираных дисциплин факультета менеджмент (Пермский кампус)

США, Мичиганский университет (Michigan State University) Факультет социологии, East Lansing

Август - сентябрь 2012 г.

 

Мичиганскому университету – более 150 лет, начинался он с Сельскохозяйственного колледжа штата Мичиган. С течением времени появлялись новые направления (инжиниринг, искусства, социальные науки, право), которые в 1964 году позволили изменить имя на Мичиганский университет. 

Дата начала стажировки (середина августа) была предложена приглашающим профессором, и оказалось весьма удачной сразу по нескольким причинам. Во-первых, студентов в это время в кампусе немного (осенний семестр еще не начался), а преподаватели факультета на месте, располагают временем для встреч с ними и обсуждения научных (а не только педагогических) тем. Во-вторых, я успела за 10 «безлюдных» дней познакомиться с самим университетом, состоящим из 17 колледжей, начала ориентироваться в кампусе (впечатляющей площадью более 2 тыс. гектар с более 100 университетскими зданиями), системой работы в библиотеке и многим другим. В-третьих, я имела возможность наблюдать, как университет и студенты готовятся к новому учебному семестру, как помогают переезжать новичкам, устраивают экскурсии по территории кампуса, студенческие собрания, как в этом участвуют общественные организации, как проходят первые занятия и т.д. В-четвертых, перед началом осеннего семестра преподаватели факультета тратят пару дней на анализ ситуации и обсуждение планов; во время одной из таких встреч я имела возможность представиться американским коллегам и рассказать о своих научных интересах и представить результаты исследований, а также лично познакомиться с теми, чьи области исследования пересекаются с моими.

 Факультет социологии Мичиганского университета достаточно большой: около 50 преподавателей, а также аспиранты и приглашенные исследователи. Его сильная сторона – локальные, в т.ч. прикладные исследования; этот факт отражается в научной специализации, а также в ориентации на разработку практических рекомендаций местным органам власти. Недалеко от Ленсинга расположен Детройт – «город-призрак», изучение социальных конфликтов, урбанизационных и дезурбанизационных процессов – одно из направлений работы. Другое – окружающая среда, здоровье и медицина. Особое внимание – миграционным процессам, этническим общинам, семейным отношениям и репродуктивным установкам разных групп людей.

Стажировка на факультете позволила познакомиться с тем, как функционируют разнородные  научные коллективы: среди профессоров и преподавателей факультета социологии Мичиганского университета были представители разных стран и разных поколений (в том числе и научных).

На факультете есть ряд добрых традиций. Одна из них – tea-seminar on Wednesday, позволяющий свободно – с социологических и житейских позиций - обсуждать то, что заинтересовало участников за неделю. Это могла быть публикация в газете, новостное сообщение, еще не оформленные научные идеи, случайные наблюдения и т.п. Помимо этого, на факультете существует и официальный научный семинар, на котором представляются результаты исследований.

Профессор Владимир Шляпентох согласился быть руководителем моей стажировки, в том числе и потому, что направления социологических исследований у нас схожи (феодальные элементы и ограничения в современном обществе у Шляпентоха, и традиционализм, исследуемый через патернализм – у меня), однако, мы были знакомы и раньше – дистанционно в рамках проекта «Ограничения в повседневной жизни в Америке и России», инициированном В. Шляпентохом в 2010 году. Профессору Шляпентоху сравнительные исследования представляются весьма важными и продуктивными, поэтому с предложением о стажировке я обратилась, прежде всего, к нему. Кроме того, я надеялась – и небезосновательно – что работа с живым классиком может многому научить в планировании, организации и проведении аналитических, теоретических исследований.

Работа была построена в режиме личных встреч-обсуждений (2-3 раза в неделю) с проф. Шляпентохом, иногда с приглашением аспирантов и некоторых заинтересованных коллег. Предметом обсуждения становились результаты моей работы с базами цитирования и библиотекой университета: уточнение терминологии, подбор публикаций, составление обзоров. Параллельно мы создавали и редактировали план-проспект работы. Итогом первых 2-х недель стало редактирование первоначальной темы: от сравнения традиционализма в двух странах к проблеме микро-взаимодействий в обществах, в которых ни рынок, ни государство не могут гарантировать защиту и равный доступ к общественным благам. Именно отредактированная тема и стала основой будущего монографического исследования. Значительное внимание мы уделяли обсуждению методов и методик сбора и анализа релевантной эмпирической информации.  Тема ресурсов в повседневной жизни также задала новый поворот в работе над докторской диссертацией.

Вторым разделом стажировки было участие в качестве приглашенного преподавателя (а иногда и эксперта) на курсе «Организации и общество». Я познакомилась с отличающимся от российского отношением к обучению и со стороны  преподавателя, и со стороны студента. Не могу не отметить разницу в социальном опыте российских и американских студентов первых курсов – у вторых он намного шире, что, несомненно, положительно влияет на мотивацию к получению социологических знаний, активному включению в учебные проекты.

Итак, главными итогами поездки можно считать: уточнение и модификацию первоначального замысла исследования, превращение проекта статьи в проект совместной монографии; приобретение опыта научного (консультативного и кооперирующего) взаимодействия с иноязычным научным сообществом, рефлексию по поводу ограничений и строгости научных исследований; осознание необходимости вовлечения других в процесс обсуждения; заимствование стратегии обучающего диалога со студентами.

 

Что нужно знать:

1. Небольшой университетский город – идеальное место, чтобы сконцентрироваться на исследовательских вопросах.

2. Для решения научной проблемы (даже если она сформулирована заранее) нужно больше 1 месяца, даже полностью посвященного ей. Поэтому следует приготовиться продолжать работать не менее интенсивно и после возвращения из стажировки, согласовав – если есть необходимость – ее интенсивность и коммуникации с руководителем.

3. Если Вы рассчитываете жить в university housing, то о месте нужно позаботиться еще во время предыдущего семестра. Мне не повезло: MSU снес часть домов, в которых квартиры снимали студенты и аспиранты, и я жила в апарт-отеле.

 

В кабинете В. Шлапентоха - руководителя стажировки 

 

Карта кампуса 

 

Коридоры факультета социологии 

 

Новички в кампусе 

 

Отделение социологии - ежегодное фото - с сайта MSU 

 

Система ориентирования в библиотеке