• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Наталья Шушкова

 

Шушкова Наталья Викторовна, доцент кафедры гумантираных дисциплин факультета менеджмент (Пермский кампус)

США, Мичиганский университет (Michigan State University) Факультет социологии, East Lansing

Август - сентябрь 2012 г.

 

Мичиганскому университету – более 150 лет, начинался он с Сельскохозяйственного колледжа штата Мичиган. С течением времени появлялись новые направления (инжиниринг, искусства, социальные науки, право), которые в 1964 году позволили изменить имя на Мичиганский университет. 

Дата начала стажировки (середина августа) была предложена приглашающим профессором, и оказалось весьма удачной сразу по нескольким причинам. Во-первых, студентов в это время в кампусе немного (осенний семестр еще не начался), а преподаватели факультета на месте, располагают временем для встреч с ними и обсуждения научных (а не только педагогических) тем. Во-вторых, я успела за 10 «безлюдных» дней познакомиться с самим университетом, состоящим из 17 колледжей, начала ориентироваться в кампусе (впечатляющей площадью более 2 тыс. гектар с более 100 университетскими зданиями), системой работы в библиотеке и многим другим. В-третьих, я имела возможность наблюдать, как университет и студенты готовятся к новому учебному семестру, как помогают переезжать новичкам, устраивают экскурсии по территории кампуса, студенческие собрания, как в этом участвуют общественные организации, как проходят первые занятия и т.д. В-четвертых, перед началом осеннего семестра преподаватели факультета тратят пару дней на анализ ситуации и обсуждение планов; во время одной из таких встреч я имела возможность представиться американским коллегам и рассказать о своих научных интересах и представить результаты исследований, а также лично познакомиться с теми, чьи области исследования пересекаются с моими.

 Факультет социологии Мичиганского университета достаточно большой: около 50 преподавателей, а также аспиранты и приглашенные исследователи. Его сильная сторона – локальные, в т.ч. прикладные исследования; этот факт отражается в научной специализации, а также в ориентации на разработку практических рекомендаций местным органам власти. Недалеко от Ленсинга расположен Детройт – «город-призрак», изучение социальных конфликтов, урбанизационных и дезурбанизационных процессов – одно из направлений работы. Другое – окружающая среда, здоровье и медицина. Особое внимание – миграционным процессам, этническим общинам, семейным отношениям и репродуктивным установкам разных групп людей.

Стажировка на факультете позволила познакомиться с тем, как функционируют разнородные  научные коллективы: среди профессоров и преподавателей факультета социологии Мичиганского университета были представители разных стран и разных поколений (в том числе и научных).

На факультете есть ряд добрых традиций. Одна из них – tea-seminar on Wednesday, позволяющий свободно – с социологических и житейских позиций - обсуждать то, что заинтересовало участников за неделю. Это могла быть публикация в газете, новостное сообщение, еще не оформленные научные идеи, случайные наблюдения и т.п. Помимо этого, на факультете существует и официальный научный семинар, на котором представляются результаты исследований.

Профессор Владимир Шляпентох согласился быть руководителем моей стажировки, в том числе и потому, что направления социологических исследований у нас схожи (феодальные элементы и ограничения в современном обществе у Шляпентоха, и традиционализм, исследуемый через патернализм – у меня), однако, мы были знакомы и раньше – дистанционно в рамках проекта «Ограничения в повседневной жизни в Америке и России», инициированном В. Шляпентохом в 2010 году. Профессору Шляпентоху сравнительные исследования представляются весьма важными и продуктивными, поэтому с предложением о стажировке я обратилась, прежде всего, к нему. Кроме того, я надеялась – и небезосновательно – что работа с живым классиком может многому научить в планировании, организации и проведении аналитических, теоретических исследований.

Работа была построена в режиме личных встреч-обсуждений (2-3 раза в неделю) с проф. Шляпентохом, иногда с приглашением аспирантов и некоторых заинтересованных коллег. Предметом обсуждения становились результаты моей работы с базами цитирования и библиотекой университета: уточнение терминологии, подбор публикаций, составление обзоров. Параллельно мы создавали и редактировали план-проспект работы. Итогом первых 2-х недель стало редактирование первоначальной темы: от сравнения традиционализма в двух странах к проблеме микро-взаимодействий в обществах, в которых ни рынок, ни государство не могут гарантировать защиту и равный доступ к общественным благам. Именно отредактированная тема и стала основой будущего монографического исследования. Значительное внимание мы уделяли обсуждению методов и методик сбора и анализа релевантной эмпирической информации.  Тема ресурсов в повседневной жизни также задала новый поворот в работе над докторской диссертацией.

Вторым разделом стажировки было участие в качестве приглашенного преподавателя (а иногда и эксперта) на курсе «Организации и общество». Я познакомилась с отличающимся от российского отношением к обучению и со стороны  преподавателя, и со стороны студента. Не могу не отметить разницу в социальном опыте российских и американских студентов первых курсов – у вторых он намного шире, что, несомненно, положительно влияет на мотивацию к получению социологических знаний, активному включению в учебные проекты.

Итак, главными итогами поездки можно считать: уточнение и модификацию первоначального замысла исследования, превращение проекта статьи в проект совместной монографии; приобретение опыта научного (консультативного и кооперирующего) взаимодействия с иноязычным научным сообществом, рефлексию по поводу ограничений и строгости научных исследований; осознание необходимости вовлечения других в процесс обсуждения; заимствование стратегии обучающего диалога со студентами.

 

Что нужно знать:

1. Небольшой университетский город – идеальное место, чтобы сконцентрироваться на исследовательских вопросах.

2. Для решения научной проблемы (даже если она сформулирована заранее) нужно больше 1 месяца, даже полностью посвященного ей. Поэтому следует приготовиться продолжать работать не менее интенсивно и после возвращения из стажировки, согласовав – если есть необходимость – ее интенсивность и коммуникации с руководителем.

3. Если Вы рассчитываете жить в university housing, то о месте нужно позаботиться еще во время предыдущего семестра. Мне не повезло: MSU снес часть домов, в которых квартиры снимали студенты и аспиранты, и я жила в апарт-отеле.

 

В кабинете В. Шлапентоха - руководителя стажировки 

 

Карта кампуса 

 

Коридоры факультета социологии 

 

Новички в кампусе 

 

Отделение социологии - ежегодное фото - с сайта MSU 

 

Система ориентирования в библиотеке 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.