• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Мария Сафонова

Мария Сафонова, доцент департамента социологии Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Нидерланды, Лейденский университет

Страну и организацию для стажировки я выбирала, отталкиваясь от нескольких соображений.
 
1. При выборе страны мне было важно, с одной стороны, чтобы там активно развивались методы анализа социальных сетей (Social Network Analysis, SNA), и, с другой стороны, чтобы там работали исследовательские группы, которые занимаются проектами так или иначе близкими по тематике к моим проектам и проектам моих коллег в Вышке. Нидерланды являлись идеальным вариантом, т.к. там есть несколько известных групп, которые не только разнимаются развитием SNA как метода анализа и репрезентации данных, но и конкретными исследованиями в той или иной предметной области. 

Так, в Лейденском университете есть специалисты (Nees Jan van Eck and Ludo Waltman), которые интересуются изучением библиометрических показателей и развивают программу для визуализации сетевых и наукометрических данных – VOSviewer. Так как я участвовала в нескольких проектах, где анализировались наукометрические данные, и меня интересует социология науки, то поработать с коллегами из Лейдена для меня было бы очень интересно. В Университете Амстердама есть исследователь (Wouter de Nooy), который интересуется, с одной стороны, академическими сетями, а с другой – сетями культурного производства; мне было бы полезно пообщаться и с ним, так как я руковожу научно-учебной группой «Исследования креативного города», и мы активно используем SNA для анализа сектора креативных индустрий. Кроме Лейдена и Амстердама в Нидерландах есть еще так называемый Межуниверситетский центр  по социальной теории (Interuniversity Center for Social Science Theory and Methodology (ICS)) – это школа для магистрантов и докторантов, которая локализована в трех городах – Гронингене, Утрехте и Неймегене. В Гронингене работает голландская часть группы (под руководством Christian Steglich), которая занимается разработкой программы для анализа лонгитюдных сетевых данных (SIENA). В Утрехте есть группа, которая занимается проблематикой миграции и стратификации (она начинала развиваться под руководством известного Harry Ganzeboom, сейчас ею руководит Frank van Tubergen, который кроме миграции интересуется социальными сетями); эта группа так же была мне интересна, так как я занимаюсь академическими миграциями. 

Итак, в Нидерландах было несколько исследовательских групп, поработать с которыми мне было полезно как с методической, так и с предметной точки зрения. Но преимуществом Нидерландов – как страны для прохождения стажировки – было не только количество интересных исследовательских групп, но и расстояния. Так, от Амстердама до Лейдена – 40 минут, от Лейдена до Утрехта – чуть больше, и т.д. Поскольку страна относительно невелика, то можно было выбрать один университет в качестве «базы» для стажировки, но при этом съездить к нескольким исследовательским группам – на открытые семинары и за интервью.

2. Дальше мне нужно было определиться с университетом и департаментом либо исследовательским центром. Здесь мне помог совет хорошо знакомого коллеги,  Loet Leydesdorff, известного специалиста по наукометрии, с которым я познакомилась раньше на конференции Международной сети по социально-сетевому анализу и встречалась позже на других конференциях. Он объяснил разницу между хорошо знакомыми ему Университетом Амстердама и Лейденским университетов, и был готов помочь с контактами и в том, и в другом. Он пояснил, что в Университете Амстердама может быть выше плотность открытых академических событий в течение одной недели, но при этом департамент социальных наук довольно сильно атомизирован, молодые и старшие профессора работают как более-менее автономные исследовательские единицы, а коллективной работы и обсуждений довольно мало. В Центре исследований науки и технологий (CWTS), наоборот, довольно сплоченный коллектив, объединенный несколькими проектами. Университет расположен в небольшом городе, поэтому сотрудники ходят вместе на ланч и иногда по пятницам вместе выходят в городской паб. С точки зрения интеграции и поддержания связей Лейден, по словам опытного коллеги, был более выигрышным местом. Так совокупность трех факторов - (1) предмет исследований (изучение науки и технологий), (2) наличие методологической группы (разработчики VOSviewer) и (3) интегрированная среда – определили мой выбор. Я поехала в Лейден, откуда несколько раз отправлялась в короткие (Амстердам, Утрехт) и чуть более длинные (Гронинген) путешествия на семинары и за интервью.

3. Лейденский университет – самый старый университет в Голландии. Он был основан во второй половине XVI века принцем Оранским как награда жителям города Лейден за то, что они выдержали испанскую блокаду. 

Университетские здания разбросаны по городу и демонстрируют самые разные архитектурные стили: от оккупированного когда-то протестантским университетом бывшего готического конвента до довольно унылого и минималистичного снаружи, хотя и удобного внутри, здания факультета социальных наук (как расскажет любой специалист по социологии науки, молодым и не очень ресурсным социальным наукам часто не хватает исторических зданий). На фотографии выше - ряд старых университетских зданий по левую руку, включая старый католический конвент, где сейчас расположен один из административных корпусов университета. На этом канале в свое время жил Декарт; здесь он написал «Рассуждние о методе».


Лейденские коллеги во время прогулки показали самую необычную научную публикацию в мире. Это надгробная плита, расположенная на колонне в одном из соборов город. Один из местных математиков рассчитал новое, более точное значение числа Пи (с 35 десятичными знаками), и попросил указать оба значения на своей надгробной плите. Старое значение на фотографии наверху, новое внизу, и оно явно на несколько цифр длиннее. 

Центр исследований науки и технологий расположен в корпусе неподалеку от факультета социальных наук, в отдельном здании первой трети XX века, которое он делит вместе с несколькими другими исследовательскими центрами. Центр дольно большой: 26 исследователей не считая вспомогательного персонала, студентов магистерских программ, которые выполняют временную работу по некоторым проектам, и академических «гостей» (помимо меня в центре был «визитирующий» исследователь из Мадрида и исследователь из Бельгии). При этом большинство сотрудников являются только исследователями и не преподают на регулярной основе. Кроме академических исследований центр выполняет много прикладных: он осуществляет расчет показателей академической продуктивности для заинтересованных научных подразделений по всему миру.


Работа в центре организована как кооперация пяти рабочих групп: несколько сотрудников, имеющих сходные интересы и компетенции, работают над одним тематическим направлением и составляют рабочую группу. В рабочую группу обычно включены сотрудники с разным исследовательским опытом: в ней есть профессор, несколько исследователей и несколько аспирантов. Я подключилась к работе группы «Карьерная политика и траектории в науке» (Career Policy & Paths in Sciencе), поскольку планирую развивать проект, посвященных сравнению карьерных траекторий в нескольких академических системах (включая Россию и Нидерланды). В ходе семинаров группы обсуждаются текущие проекты; коллеги обсуждали мой проект и помогли интересными комментариями. Курирует работу этой группы Inge van der Weijden; она исследует, каким образом инструменты академического поощрения (гранты, раннее продвижение по службе, участие в деятельности совещательных и управленческих органах университета и т.д.) влияет на карьеру. В группу включен профессор Cornelis van Bochove, у которого есть значительный опыт работы в правительственных департаментах, определяющих научную политику в Нидерландах. Кроме того, в группе есть специалист по библиометрическим методам и базам Web of Science и Scopus - Rodrigo Costas, который много помогал мне по моему проекту в вопросах конструирования выборки на основе Web of Science. 



Карту похожего содержания, но более эффектную, мы можем получить, посмотрев с помощью VOSviewer на плотности внутри групп. Мы обнаруживаем синюю «американскую группу» - США и страны латинской Америки, зеленую «французскую группу», красную  - группу Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, куда входит и России. Внутри этих групп международное соавторство более интенсивно, чем между ними.



Далее с помощью VOSviewer мы можем увидеть участки сети, где в целом велика плотность коммуникации (международного соавторства). Это участок вокруг США, Франции и Великобритании, к которому примыкают и Нидерланды.


 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.