• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Мария Сафонова

 

Сафонова Мария Андреевна, доцент кафедры социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербургский кампус)

Словения, Университет Любляны

Июнь - октябрь 2013 г.

 

Я выбрала факультет социальных наук Университета Любляны в качестве места для стажировки по четырем основным причинам.

1. Я поехала в Университет Любляны для того, чтобы научиться работать с программой Pajek.

В университете есть сильная группа исследователей, которые занимаются сетевым анализом (SNA), который на данный момент является предметом моего научного и педагогического интереса. Поскольку я использую техники сетевого анализа в своих исследованиях и преподаю курс по SNA на бакалаврской программе НИУ ВШЭ СПб, и данная группа методов c невероятной скоростью развивается, то мне необходимо постоянно повышать квалификацию и учить все те новые и старые методы, которые в SNA есть. Дело в том, что сетевой анализ – это математизированная группа исследовательских методов, и в ее развитии участвуют ученые  из самых разных точек земного шара, предлагая свои алгоритмы и программы для анализа данных. Одна из таких точек на мировой карте сетевого анализа – это Любляна, поскольку профессор факультета математики и физики Университета Любляны Владимир Батагель (Vladimir Batagelj) создал программу для анализа сетевых данных под названием «Pajek» (присмотревшись к слову, легко можно догадаться, что со словенского оно переводится как «паук»). Я ехала в Любляну для того, чтобы научиться работать с программой Pajek.

Почему именно Pajek в ситуации, когда в мире существует как минимум два десятка (известных мне) программ для сетевого анализа, и сама я до стажировки в своей работе (и со студентами, и с данными) уже использовала четыре другие программы для SNA (UCINET, ORA, Gephy плюс пакеты  для R)??? Дело в том, что у каждой из этих программ есть свои возможности и свои ограничения, и если вы хотите серьезно работать с SNA, то вам неизбежно придется  иметь дело с несколькими программами, и нужно знать их возможности и ограничения. У всего того программного обеспечения, с которым я работала раньше, есть серьезное ограничение  -  размер базы данных. Если вы хотите работать с SNA, то рано или поздно вы обнаружите, что есть базы данных, в которых больше 10 тысяч узлов (или взаимодействующих агентов). Работать с этими данными очень интересно -  т.к. они могут отображать мировую сеть Facebook, Twitter, научного цитирования и т.д. Мне пришлось встретиться лицом к лицу с базой (цитирования), в которой 98 тысяч узлов (что означает, что потенциально  в ней может быть 9604000000 связей между узлами). Многие программы для SNA (классический UCINET, например) работают с базами данных, которые хранятся и обрабатываются в форме матриц. Мой компьютер не смог открыть и загрузить матрицу, в которой 9604000000 ячеек, так что до обработки данных дело даже не дошло. В этот момент я поняла, что нужно осваивать специальную программу для больших сетевых баз. Самая главная ассоциация сетевых аналитиков - International Network for Social Network Analysis – в 2013 году признала Рajek лучшей программой для этих целей и наградила ее специальным призом. При этом интерфейс Рajek сделан достаточно контринтуитивно и опирается на специфическую граф-теоретическую терминологию, и самостоятельно, с моей точки зрения, познакомится с ней сложнее, чем, например, с классической программой UCINET. Поэтому когда я обнаружила, что в рамках программы стажировок будущих профессоров я могу пройти курс обучения по интересующей меня проблематике, я решила, что будет идеально, если я смогу учиться работать в Pajek у одного из его создателей – Владимира Батагеля.

 

2. Я поехала в Университет Любляны потому, что там регулярно проводиться Летняя школа по методам и техника социального анализа.

Владимир Батагель регулярно читает вводный курс по программе Pajek в рамках ежегодной Летней школы по методам и техникам исследования (ECPR School in Methods and Techniques), организуемой Факультетом социальных наук Университета Любляны. Школа этого года является 8-ой по счету, что говорит об устойчивом спросе и качестве образовательных услуг Школы. На этой школе есть множество (в этом году было 28) курсов, посвященных анализу данных в социальных науках; курсы эти в массе своей посвящены количественным методам исследования. У участия в Летней школе есть несколько больших преимуществ. Во-первых, вы попадаете на курс, где кроме Вас есть молодые исследователи  (они обычно являются PhD-студентами либо недавно получили степень и работают в каком-то проекте) из разных стран – в нашей группе были исследователи из США, Бельгии, Италии, Канады, Великобритании. У вас с ними схожие исследовательские задачи и проблемы, есть возможность их обсуждать и завязывать отношения. На традиционной коллективной фотографии - наша учебная группа с профессором Батагелем в центре (его легко узнать по полагающейся профессору бороде).




Люблянская летняя школа организована в соответствии с лучшим традициям академических летних школ. Я была на нескольких летних школах, но именно в этом году в Любляне познакомилась с очень полезным приемом, который организаторы назвали «Monday Mix».  В первый день работы школы расписание организовано таким образом, чтобы Вы при желании могли посетить вводные лекции к нескольким курсам. Такой «Monday Mix» очень полезен по двум причинам. Он полезен для исследователей (1), поскольку вводные лекции помогают расширить методический кругозор, и понять, где есть пробелы, которые требую вмешательства. Он полезен и для преподавателей (2), поскольку в рядах преподавателей на конкурентоспособной летней школе задерживаются те, кто не только хорошо знает методы анализа, но умеет их объяснять, поэтому заимствование их педагогических приемов очень полезно.

Традиционным образом, оргкомитет школы заботится не только об академической, но и о так называемой «социальной» программе: по вечерам, после окончания занятий, для «академических школьников» организуют регулярные экскурсии по историческому центру Любляны и разные другие события – например, походы в местные артистические сквоты (это был интересный для меня как для руководителя НУГ «Исследования креативного города» опыт), “pub run” (коллективный поход в самые интересные бары).  Профессор (в нашем случае Батагель, крайний справа на фотографии ниже), который ведет курс, опять же, по устоявшейся традиции, ведет своих студентов в ресторан (в нашем случае ресторан был сербским).



 

Нам как слушателям курса по сетевому анализу повезло, поскольку наш  профессор живет и работает в Любляне (большинство преподавателей Школы из других стран), и пригласил нас в старый городской ресторан, где по-настоящему вкусно, щедро  и недорого кормили. «Социальная» программа нацелена на то, чтобы предоставить «ученикам» Летней школы возможность проводить друг с другом как можно больше свободного времени (его не очень много, т.к. помимо лекций и практикумов необходимо делать практические домашние задания). Совместный досуг  должен способствовать созданию приятельских отношений, которые потенциально могут перерастать в коллегиальные в академическом будущем (при поиске международных партнеров  и т.д.).

Во всех академических и «социальных» событиях школы обязательно участвуют ассистенты (наш замечательный ассистент – Anja Žnidaršic, доцент (assistant professor) факультета менеджмента Университета Марибора, Словения)  – в центре фотографии, за тем же столом сербского ресторана).



 

Ее помощь в процессе обучения была очень важной для всех слушателей курса, потому что именно она на практикумах выручала нас из беды тогда, когда Pajek отказывался работать так, как мы того от него ожидали. Аня Жнидаршич оказывала мне самую разную помощь, в том числе помогала работать с не-учебными данными (нам были предложены базы для тренировки навыков в Pajek), но теми базами, которые я привезла с собой. Поэтому основной совет тем, кто едет на методологическую школу (в Любляну) либо к (словенским) специалистам по сетевому анализу: привозите с собой собственные данные, и пробуйте использовать все то, чему учитесь, для работы над своими текущими проектами.

 

3. Я поехала в Университет Любляны потому, что там работает исследовательская группа, которая изучает интересную мне проблематику (академические сети) используя ту же группу методов (SNA), c которой я работаю.

В Университете Любляны я смогла получить не только методологические комментарии, но и содержательную критику своей работы, поскольку исследовательская группа, организованная профессором Батагелем и его коллегой Анушкой Ферлигой (Anuska Ferligoj), занимается той же проблематикой, которая интересна мне (сети цитирования и ко-цитирования, сети соавторства). Поэтому значительную часть стажировки я провела в работе над своим проектом и текстом; последний обсуждался на рабочем семинаре исследовательской группы Батагеля-Ферлигой. Коллеги давали мне советы на предмет улучшения работы – и методологическую, и содержательную. Кроме того, они предложили мне новые направления работы над моими же данными. Очень значимым для меня было то, что исследовательская группа, к которой я ехала, состоит не только из признанных и высокоцитируемых ученых (Батагель и Ферлигой математики, и предложенные ими алгоритмы анализа используются в самых разных дисциплинах) но включает молодых  исследователей – упомянутую выше Аню Жнидаршич и Луку Крониггера (Luka Kronegger). С ними было очень полезно обсуждать как содержательные вопросы, так и вопросы, связанные с публикационными стратегиями.

 

4. Я поехала на стажировку для того, чтобы сделать несколько публичных выступлений на крупных международных конференциях.

За время стажировки я поучаствовала в двух конференциях и сделала три доклада:

(1) я делала доклад на Ежегодной конференции Европейской ассоциации социальных обследований (Fifth Conference of the European Survey Research Association, ESRA), где было несколько секций, посвященных изучению эго-сетей с помощью методологий обследований. Эта конференция была организованная на базе Факультета социальных наук Университета Любляны; одним из главных ее организаторов был мой «принимающий» профессор – Анушка Ферлигой (на фотографии ниже она приветствует участников конференции от лица университета; внизу – ключевые спикеры, главные европейские специалисты по методологии социальных обследований).



 

Я выступала на одной из «сетевых» секций, мой доклад был основан на данных исследования, которое проводилось при поддержке НИУ ВШЭ в 2009-2010 году, и был посвящен тем смещениям («status bias») в опросных данных, которые создает социальный статус при ответе на сетевой блок анкеты.

Конференция была довольно большой (около 700 участников), и, была важным вкладом в развитие международной репутации факультета. Возможность принимать такие конференции, объяснила профессор Ферлигой, связана с тем, что несколько лет назад факультет, когда Анушка Ферлигой была деканом, сумел построить новый корпус (фотографии корпуса и многочисленных участников конференции ниже), отвечающий современным стандартам академического пространства. До появления это корпуса факультет находился в старом и непривлекательном здании позднего коммунистического периода. Факультет принял решение переносить здание на новое место, и на строительство у него были средства, а вот на покупку земли – не было. Тогда они предложили студенческому совету реконструировать здание студенческого общежития, которое располагалось в привлекательном городском районе. Таким образом, первые четыре этажа (их можно увидеть на фотографии) здания сейчас принадлежат факультету, а верхние этажи – это студенческое общежитие.



 

Этот новый корпус позволяет им не только организовывать большие международные конференции, но ежегодно принимать крупную и популярную в Европе Летнюю школу. Профессор Ферлигой объяснила, что, поскольку к ним едут студенты и из Западной, и из Северной Европы, вопрос состояния и дизайна зданий был довольно острым, так как их «потребитель» привык к определенным стандартам. С этой историей развития связан мой второй совет тем, кто может поехать в Любляну: полезно расспрашивать принимающих коллег в странах бывшего Коммунистического блока об их опыте развития, поскольку около 20 лет назад они, как и мы, только начинали играть на открытом мировом рынке социальных наук.



 

(2) Вторая конференция, в которой я участвовала за время своей стажировки, была конференция Европейской социологической ассоциации в Турине (European Sociological Association (ESA) 11th Conference: Crisis, Critique and Change). Я делала два доклада, основанных на материалах текущих проектов, над которыми сейчас ведется работа: доклад об академических сетях на секции по социологии науки, и доклад о культурном капитале на секции по культурном потреблению. Было очень полезно увидеть, что Исследовательская сеть «Социология потребления» ESA, которая организовывала секции по культурному потреблению, состоит из активных, компетентных и заинтересованных специалистов, которые с интересом обсуждали доклады друг друга, разговаривали на одном языке, читали общий корпус литературы и давали много полезных советов. После того, как я увидела работу этой Исследовательской сети «Социология потребления», я решала поддерживать свое членство в данной сети и участвовать в их собственных, более «камерных», конференциях, поскольку они открывают возможности для действительно продуктивной дискуссии.






 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.