• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Татьяна Ряпина

 

Ряпина Татьяна Викторовна, доцент кафедры иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики (Московский кампус)

Германия, Веймар/Берлин

Июнь - июль 2012 г.

 

Я вообще люблю ездить в Германию. Не только потому, что сама преподаю немецкий язык, и он, так или иначе, определяет всю мою жизнь. Я люблю Германию, потому что там есть то, чего мне так часто не хватает на родине: чистый воздух, много зелени, доброжелательные люди и, самое главное, порядок. Немецкий порядок состоит не из запретов и указаний, он всегда объясняет, почему что-то делать лучше, полезнее, безопаснее и т.д., чем этого не делать или делать что-то другое. Это касается всего: от сбора мусора до устройства парламента. Та же основная идея – использовать всё рационально, с максимальной пользой для клиента и в соответствии с его запросом – заложена и в методиках института им. Гёте, куда я ездила на стажировку этим летом при финансовой поддержке НИУ ВШЭ. У института им. Гёте обширная программа повышения квалификации для преподавателей немецкого языка: от учителей младших классов до преподавателей вузов, от чисто методических семинаров до семинаров смешанного типа, где можно совершенствовать свои знания языка, погрузиться с головой в страноведение и освоить новые методики преподавания. Именно последний тип семинара я выбрала для себя в этот раз – «От Веймара до Берлина: классика и современность». И нисколько не пожалела: и содержательно, и организационно всё было на высоте!

Одной из отличительных черт семинаров института им. Гёте является их практическая направленность: преподаватели каждый метод, каждое упражнение проверяют на себе. Так и запомнить проще, и понять, что из предложенного может подойти собственным ученикам. На таких занятиях всегда весело – никто так не мечтает оказаться в роли ученика как преподаватели. Как приятно, когда с тобой играют, придумывают для тебя творческие задания, где раскрываются таланты каждого, и всё время хвалятJ Занятия проходят очень интенсивно – и к этому нужно быть психологически готовым – с 9 утра до 17 вечера, а иногда еще и задания на дом получаешь. Я порой даже не успевала вечером в супермаркет за едой сходить. Но в Германии, конечно, никто с голоду умереть не даст – кафе на каждом углу, а там всё очень вкусно и недорого :)

Отдельный пункт программы – общение преподавателей в кулуарах. Группы всегда интернациональные. В моей в этот раз были преподаватели, кажется, со всего мира: Хорватия, Франция, Венесуэла, Грузия, Польша, Венгрия, США, Танзания, Вьетнам и даже Берег Слоновой Кости! Удивительно, как много общих проблем у преподавателей из таких разных стран. Только в одном я была исключением: для меня было удивительным слышать, что во многих странах есть проблема с мотивацией студентов и школьников. В отличие от других наши студенты всегда стремятся изучать немецкий язык, а уж сколько сил они в этот процесс вкладывают! Я поняла, что в этом смысле преподавателям НИУ ВШЭ очень повезло. Наши студенты не только с удовольствием учат немецкий язык, они с большим энтузиазмом воспринимают разные виды работы. И тут как раз методики института им. Гете незаменимы: как лучше познакомить студентов с устройством немецкого парламента, как включить в процесс обучения литературные тексты, как быстро и интересно освоить большой объем материала, как сделать так, чтобы на уроке большую часть времени говорили студенты, а не преподаватель, что такое центр политического образования, каковы его функции и задачи, чем занимается берлинское ведомство по вопросам семьи, как организовать проектную работу на занятии, как познакомить студентов с культурой Германии от классицизма до наших дней? Вот некоторые из тем, которыми мы подробно занимались на семинаре. Конечно, перенести все полученные знания и навыки на нашу почву невозможно, да и ненужно. Но ознакомиться с современными методиками института им. Гете и, главное, применять их хотя бы частично на собственных занятиях просто необходимо. А это значит, в первую очередь, учитывать потребности самих студентов, их специализацию и будущую профессию, во-вторых, проводить занятия, на которых чередуются разные виды деятельности, где студенты мотивированы говорить, а не отмалчиваться, чтобы не получалось так: в академической среде учат тому, что положено, а за интересными занятиями мы пойдем в институт им. Гете или на языковые курсы.

Конечно, повышение методической квалификации, возможно и в России, но все преподаватели иностранного языка понимают, как важно посещение страны преподаваемого языка: это и знакомство с реалиями, с менталитетом, и постоянное общение с носителями языка. Такие поездки чрезвычайно помогают оценить и совершенствовать свой языковой уровень. Как хорошо, что руководство НИУ ВШЭ поддерживает нас в этом и помогает финансово[1]. Но и мы держим марку университета: неоднократно от сотрудников института им. Гете, от немецкоязычных референтов, от коллег по семинару я слышала комплименты в адрес моего владения языком, а однажды продавщица в немецком магазинчике была так потрясена моим произношением, которое никак не выдавало во мне иностранку, что сделала мне очень хорошую скидку :) Еще один довод в пользу изучения немецкого :)

 


[1] особую благодарность в организации поездки хочется выразить Управлению академического развития и лично Ирине Ракшиной

 

В немецком парламенте нам объясняют, как устроена система голосования

 

Мы в Федеральном центре политического образования. Вот бы нам такой!

 

Нас учат делать презентации проектов в виде новостных программ и ток-шоу

 

Наша интернациональная команда

 

Одно из упражнений, которое мы опробуем на себе. Весело!

 

Оказывается, с литературными текстами можно работать очень интересно!

 

Хочешь, чтобы студенты делали презентации в виде живых статуй, попробуй сначала сам

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.