• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Мария Кузнецова


Кузнецова Мария Дмитриевна, ст. преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии, ст. научный сотрудник Института содержания образования (Московский кампус)

Великобритания, Лондон, Университет Вестминстера

Октябрь - ноябрь 2013 г.

В Великобритании я была впервые.

Как и все, слышала, что оттуда родом незаменимый нынче английский язык, утренний чай, что там до сих пор можно встретить принца, что туда устремляют взгляды наши уважаемые олигархи… Словом, поводов для любопытства было достаточно.

В профессиональном плане мне хотелось:

  • Доработать и апробировать разработанную нами методику на упомянутом выше английском языке (обратиться к его «первоисточнику»).
  • Узнать, чем наполнены умы наших заморских коллег, ­­помимо знаменитого «Британские ученые доказали…» (хотелось этот оксюморон доказать или опровергнуть).
  • Собрать материал для готовящейся публикации, показать её другим специалистам, получить их совет.
  • Посмотреть, как строится в британских университетах образовательный процесс, позаимствовать удачное и интересное, найти – что удачнее и интереснее у нас, чем мы можем делиться…
  • Узнать о дальнейших образовательных возможностях (программах PhD, языковых курсах и т.д.), найти заинтересованных в сотрудничестве партнеров и единомышленников.

Возможность поехать в британский университет появилась у меня благодаря программе «будущие профессора». Интерес к подобной поездке был давно, поэтому, попав в программу, я сразу стала искать подходящий университет и специалистов в нужной мне области. Долгое время я вела переговоры с профессорами Университета Ноттингема, которые готовы были меня принять, но в последний момент этот стройный план сорвался, т.к. у меня не оказалось требуемого для оформления документов языкового сертификата. В блиц-режиме я стала искать другие возможности, и нашла интересный вариант в Лондоне, в Университете Вестминстера.

В результате Университет Вестминстера оказался даже более подходящей площадкой для моих замыслов. Мне удалось встретиться с целым рядом интересных специалистов, посетить все текущие занятия на магистерской программе «Бизнес психология», поработать в библиотеках и фондах, получить необходимые консультации, доработать методику и раздать её студентам для последующего заполнения. Университет предоставил мне рабочее место, включающее компьютер, принтер, сканер, возможность доступа ко всем электронным ресурсам и (что было особенно приятно в осеннем Лондоне) кулер и заварку. Что удивительно, университет не взял с меня никаких денег за все предоставленные удобства (хотя первоначально такая возможность оговаривалась).

О том, что все поставленные цели и задачи стажировки были выполнены, я уже написала в официальном отчете. А здесь хочу рассказать о другом. О том, что понравилось, что запомнилось, какие выводы и открытия мне удалось для себя вынести из поездки…

Во-первых, в Англии отвратительный чай! Советую всем, кто собирается туда впервые, прихватить пачку из России. Подойдет даже наш псевдоанглийский чай – он будет гораздо лучше оригинала. В первый раз в жизни я так гордилась нашими подделками!

Во-вторых, удивила «открытость» и мультинациональность Лондона. Европейцев там, на вид, меньше, чем африканцев, индусов, арабов, малазийцев и представителей других стран и регионов. Все соседствуют друг с другом, как в Ноевом ковчеге – языки, культуры, мировоззрения. От чего и к чему плывет этот ковчег – не ясно. Но ясно, что в современном пространстве расстояния и дистанции сильно сократились, процессы ускорились, многие границы стерлись, и отдельные миры неумолимо смешиваются друг с другом. Это очень ярко проявляется и в академическом, и в научном пространстве (фото 1). И ставит вопрос о неизбежной интеграции. Хотелось бы только сохранить в этом самоценность, индивидуальность отдельных культур, накопленные в них уникальные традиции и знания.

 

Фото 1: На курсе, который я посещала, можно встретить студентов со всего мира: из разных стран Африки, Азии, Европы. Была и девочка из России, отучившаяся в большинстве ведущих университетов Великобритании, и рассказывавшая мне об их достоинствах и недостатках.

 

В-третьих, впечатлила организация образовательного процесса, академическая и физическая среда университета. Аудитории позволяют свободно варьировать индивидуальную и групповую работу (мобильные столы, доски, стенды…), учащиеся чаще объединены в команды (в отдельном рабочем пространстве), перед ними ставятся практические задачи, которые они решают в ходе совместных обсуждений (фото 2, 3). Практики в обучении значительно больше, чем теории. Акцент ставится на формировании навыков в процессе решения конкретных задач, в получении непосредственного опыта. В то же время, где-то мне не хватало концептуальных моделей, обобщений, базовых отправных точек (что, несомненно, доминирует в нашем образовании). Отдельные занятия сопровождаются фуршетами – заимствовать бы нам эту практику (фото 4)! В университете выделены огромные и радующие глаз пространства для самостоятельной работы студентов, общения и совместного творчества (фото 5). Это создает условия для свободной организации времени, процесса собственной подготовки. Тем же впечатлила библиотека университета – в ней приятно просто находиться, рассматривать книги, читать, быть (фото 6). В целом создается впечатление огромных возможностей для свободного творчества, организации среды вокруг поставленной задачи. Каждый студент может сам определять стратегии и темпы своей работы, подключать необходимые ресурсы, варьировать настройки. В процесс обучения встроены многочисленные практики развития проектного мышления, формирования системного взгляда на процесс собственного обучения, принятия личной ответственности за себя и за группу. Созданные условия впечатляют. Не знаю, все ли студенты умеют ими пользоваться, но стоимость обучения в большинстве европейских университетов должна способствовать принятию личной ответственности за результаты собственного образования.

 

Фото 2: Командная работа на занятии, посвящённом анализу личностных детерминант конфликтов в организации.

 

Фото 3: Представление результатов групповой работы.

 

Фото 4: Вечернее занятие, сопровождаемое внушительным фуршетом – мечта голодного российского студента!

 

Фото 5: Одно из помещений для самостоятельной работы студентов.

 

Фото 6: Работа в библиотеке. Особенно приятно, что большая часть наиболее ходовых книг представлена прямо в зале. Приятно их рассматривать, листать, разбавлять голую информацию ощущениями «живой» бумаги.

 

В-четвертых, отмеченная выше особенность прослеживается и в научной работе. Гораздо больший акцент в ней ставится на практических и частных исследовательских задачах. Отчасти с этим может быть связана слава британских ученых, не всегда вокруг дерева видящих лес. Мне кажется, в таком подходе есть множество плюсов (четкость, однозначность, лаконичность), но есть и свои минусы (потеря общей картины, разобщенность знаний и фактов). Совмещение наших теоретических основ и четкой организации британских экспериментов могло бы, на мой взгляд, создать плодородную почву для действительно продуктивной работы. По крайней мере, так это произошло в моей собственной голове.

В-пятых, развеялся мой миф о чопорности англичан. Они показались мне скорее расслабленными, медленно смакующими свое время. Отсюда – для успешных переговоров с ними нужно набраться терпения, запастись книжками (если они будут опаздывать), интересными рассказами на отвлеченные темы (чтобы было с чем пить чай), красиво упаковать свои рабочие замыслы и дать им время их осмыслить. Зато потом – в своей аккуратной и неспешной манере – они будут ответственно выполнять взятые на себя обязательства, и ждать того же от вас. Конечно, такое мнение сложилось у меня на основе ограниченного числа встреч, но мой личный опыт был именно таким.

В-шестых, если вы когда-то видели на картинках удивительно красивые, идеально ровные, зеленые поля с барашками – они действительно существуют! Они наполняют всю Англию, за пределами мегаполисов. Это стало для меня настоящим открытием.

Наконец, впечатляет свобода самовыражения жителей этой удивительной страны. Мне посчастливилось застать празднование Хэллоуина в маленьком городке под названием Витсби, где была написана история про графа Дракулу. Фотографии только частично иллюстрируют загадочные перевоплощения людей (фото 7). Сидя в баре в окружении ведьм (лет 50-60 по нашему летоисчислению) мы с коллегами пытались представит в таком виде наших родителей… несовместимые изображения!

 

Фото 7: Празднование Хэллоуина в Витсби.

 

Да, попала я в этот городок благодаря Ване (фото 8), бывшему преподавателю Питерского кампуса Вышки, а нынче студенту программы PhD Ланкастерского университета. От него я узнала много интересного о жизни студентов на данной программе, их работе, быте и повседневности. Получила не просто информацию, а незаменимый чувственный опыт. 

Второй наш тост (после первого «За встречу») был за Вышку – за все возможности, которые она нам дала: знакомство, совместные и самостоятельные научные и образовательные проекты. И, главное, за эту самую возможность – выпить вместе в Англии.

 

Фото 8: Ваня и я в Витсби – спасибо Вышке за возможность не только профессиональных, но и дружеских встреч!

 

В заключение хочу сказать – такие поездки сейчас необходимы. Они дают много профессионального и личного опыта, позволяют вынести новые идеи, поставить новые задачи. Позволяют собрать много материалов, которые ещё долго можно разбирать и осмыслять. И, в то же время, они позволяют иначе взглянуть на собственную, уже проделанную работу. Оценить её заново, с расстояния. Выделить в ней то, что можно улучшить, усовершенствовать. И выделить в ней то ценное, чего пока нигде больше нет, чем можно гордиться и делиться с другими. И это, на мой взгляд, тоже очень важно.

 

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.