• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки "Будущих профессоров" кадрового резерва. Максим Дёмин

Максим Дёмин, доцент департамента социологии Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге 
США, Бостонский колледж и университет Дюка

Свою двухмесячную командировку я спланировал так, чтобы повысить квалификацию сразу в нескольких направлениях. Мне хотелось и углубить свои знания в области исследований академических профессий, и поближе познакомиться с современными методиками преподавания курсов, связанных с развитием навыков аргументированного письма.

Мне повезло, специалисты сразу двух разных американских университетов согласились принять меня к себе на стажировку.  Таким образом, моя стажировка проходила в два этапа. Первую ее часть я провел в Бостонском колледже, вторую – в  университете Дюка, который находится в Северной Каролине.

В Бостонском колледже я проходил стажировку под руководством Филиппа Альтбаха в  Центре исследования международного образования. За полторы недели пребывания в Бостоне мне удалось обсудить свою статью, поучаствовать в исследовательском семинаре «Интернационализация в американском образовании» и выступить с докладом о высшем образовании в России. Как занимающемуся историей университетских дисциплин мне было важно получить новые знания в области анализа современных процессов в высшем образовании. Даже недолгое пребывание в  Центре исследования международного образования позволило увидеть характерную для ведущих американских университетов черту, а именно включенность ведущих интеллектуальных центров в экспертный анализ актуальных социальных вопросов и политических решений.

Сам Бостон показался очень привлекательным местом для исследователя университетов, так как на его территории находятся кампусы таких гигантов как Гарвард и Массачусетский технологический институт. Ощущение глобальности образования подтверждалось в буквальном смысле на каждом шагу. Особенно это было заметно в общественном транспорте, где можно было встретить студентов и аспирантов практически из любых уголков мира.

Вторую часть стажировки я провел  на философском факультете университета Дюка. Главные задачи, которые я ставил перед собой, – освоить методики обучения неформальной логике и философии науки и познакомиться  с организационным устройством Центра письма, который отвечает за развитие письменных навыков студентов и молодых преподавателей. Подробное знакомство с интересующими меня курсами Дюка началось задолго до того, как я списался с представителями этого университета. Еще в прошлом году мы с Сергеем Левином, моим коллегой по кафедре, решили пройти на Coursera – популярной площадке дистанционного обучения – курс по логике. Наиболее интересным нам показался  он-лайн курс «Think Again: How to Reason and Argue», который читал Уолтер Синнотт-Армстронг, профессор из университета Дюка. На первый взгляд, курс был аналогичен тому, который преподается в отечественных университетах под названием «Логика и теория аргументации». Однако по мере его прохождения стало очевидно, что американский курс существенно отличается по методике изложения материала и построения заданий. Осознание этого отличия и стремление его учесть способствовало поиску путей реформирования традиционного курса по логике, который мы с коллегами преподаем на разных факультетах Петербургского кампуса. Более того, курс логики предлагается в связи с двумя другими курсами «Анализ данных» и «Академическое письмо». Предложенная преподавателями Дюка возможность сочетания курсов,  направленных на развитие ключевых компетенций, – яркая идея, которая может быть адаптирована для отечественной системы образования, а прямое и долговременное сотрудничество с коллегами из Дюка позволит сделать этот проект на высоком международном уровне.

Мои надежды на установление рабочего контакта с коллегами из Дюка полностью оправдались. Прежде всего, профессор Синнотт-Армстронг оказался очень открытым человеком, готовым не только делиться своими знаниями, но и тратить свое время на консультации. Я получил полный доступ к материалам курса, и главное, мог наблюдать за тем, как этот курс преподается в Дюке. Последнее было особенно занимательным, так как позволило увидеть, как новые технологии интегрируются в модель традиционного преподавания. Записавшимся на курс студентам университета было предложено совмещать он-лайн обучение с реальными семинарскими занятиями. Все 84 студента были разделены на шесть групп, работу которых под руководством профессора вели три молодых преподавателя, два аспиранта последнего года обучения и один постдок. В течение семестрового курса студенты должны были прослушать видео лекции и проделать все тестовые задания на  Coursera. Семинарские задания были посвящены разбору дополнительных письменных заданий, обсуждению неясных вопросов. Кроме этого, были организованы четыре «пленарные секции» (plenary session) – мероприятия, на которых собирались студенты всех групп. Эти занятия проходили вечером и представляли собой игровые тренинги. По завершению курса студенты должны были сдать к финальному заданию на Coursera дополнительный тест и итоговое эссе. Даная организация курса позволяет говорить, что записавшиеся на этот курс студенты Дюка имеют существенное преимущество перед теми, кто имеет возможность лишь пройти этот курс он-лайн. Отличие состоит не только в том, что студенты Дюка имеют возможность общаться с преподавателями, но и в том, что в университете студенты выполняют большое количество заданий, оттачивая тем самым навыки критического мышления и аргументативного письма.

Доступ к материалам курса, а также знакомство с учебниками схожих курсов позволили выявить и проанализировать основные принципы построения курсов по теории аргументации и критическому мышлению, подготовить к публикации в журнале «Эпистемология и философия науки» статью, призванную спровоцировать дискуссию о методах преподавания базовых курсов логики в системе высшего образования. 

Методика преподавания логики для меня является не только предметом чисто преподавательского  интереса. Меня занимает вопрос, как связано стандартное изложение основ дисциплин с широкими научным  и социальными контекстами. Историческим кейсом для меня является история преподавания логики в системе гимназического образования в Германии и также дисциплинарные эффекты с этим связанные. Этой теме был посвящен мой доклад «Philosophy for Everyone: Logic Courses at German Schools and Universities at the 19-th Century», сделанный на философском факультете.

Пребывание в Дюке было хорошей возможностью расширить свои знания в области философии науки, получить консультации по обновлению программы курса «История и философия науки» для аспирантов. Курс по философии науки традиционен для американских университетов, и имеет вполне устоявшийся перечень тем и походов. В университете Дюка, а также расположенного в относительной близости от него университете Северной Каролины в Чапел-Хилл работают одни из ведущих специалистов в этой области: например, Александр Розенберг – автор одного из самых популярных учебников по философии науки, Марк Ланге – автор философского бестселлера «Законы и законодатели: Наука, метафизика и законы природы», Саймон Блэкберн, чья книга «Думать» («Think») переведена более чем на 10 языков, и другие. Все преподавтели оказались столь любезными, что провели со мной ряд индивидуальных консультаций.

Теория аргументации тесно связана с академическим письмом,  поэтому мне было важно обменяться опытом с представителями Центра письма. Дениз Комер – директор программы по обучению письму студентов первого года обучения – поделилась   материалами такого курса, а также рассказала о том, как работает их Центр письма. Идея адаптировать для русскоязычного образовательного контекста традиционные курсы академического письма и разработать блок письменных заданий (Writing across curriculum) для интеграции во все уровни образовательных программ университета показалась Дениз Комер весьма интересной и продуктивной. Надеюсь, что в самом ближайшем будущем мы сможем продолжить и в дальнейшем расширить наше сотрудничество.

Благодаря тому, что моя стажировка проходила в двух университетах, поездка оказалась очень насыщенной событиями. В каждом университете меня встречали интересные, открытые  и доброжелательные люди. Они помогали понять, как устроены их занятия, делились своим опытом, обсуждали новые идеи и были готовы к дальнему сотрудничеству. Я очень признателен им за это. Также я хочу сказать слова благодарности ВШЭ и, в особенности, отделу академического развития за предоставленную возможность получить такой бесценный опыт.

А вот ссылка на архив с фотографиями: https://yadi.sk/d/g26xPpDge8cW7 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.