• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с проректором по учебно-методической работе С. Ю. Рощиным

 

Как вести себя человеку, впервые попавшему в академическую среду Вышки? Как планировать свою деятельность молодому сотруднику? Что изменилось с введением нового Положения о группе высокого профессионального потенциала? Читайте ответы на эти вопросы в интервью с проректором по учебно-методической работе С. Ю. Рощиным.

 

  

– Поскольку мы говорим с Вами о «кадровом резерве», то первый вопрос, естественно, о том, какая роль отводится этой группе в университете? Как человек, включенный в «кадровый резерв», может относиться к этому факту?

 

С.Ю.Рощин

Во-первых, по своему составу эта группа неоднородна, потому что она состоит из  профессоров, преподавателей и будущих преподавателей, а теперь еще и будущих исследователей. Перед всеми этими категориями стоят разные задачи. Но, несмотря на эту оговорку, объединяет всех то, что это статус временный, и через некоторое время те, кто находится в статусе «кадрового резерва», станут ровно такими же коллегами с теми же требованиями, которые предъявляются ко всем остальным. И важно это осознавать. С другой стороны, появляются другие молодые, которые являются новым «кадровым резервом» уже по отношению к ним самим. Это означает, что нужно правильно использовать этот статус и понимать его временность и то, что инструменты поддержки, которые существуют в рамках этого статуса, ограничены и должны быть полноценно использованы. Университет ждет, что эти инструменты поддержки дадут отдачу.

 

– Как вы относитесь к новой редакции Положения о группе высокого профессионального потенциала?

 

С.Ю.Рощин

Я только поддерживаю новую редакцию этого Положения, особенно те пункты, которые касаются категории «новые преподаватели». С одной стороны, критерии вхождения в эту группу просты: молодой возраст и начало преподавательской карьеры в Высшей школе экономики. С другой – важно, чтобы та поддержка, которую получают ее участники, воспринималась не как некая синекура, а как обязательства, которые должны быть выполнены. Эта категория предполагает, что человек движется в направлении, связанном с академической активностью, поэтому естественно, что мы ждем каких-то научных достижений от ее членов в конце отчетного периода. То, что вводятся критерии оценки результатов после первого года пребывания в статусе молодого преподавателя, по которым выносится решение, остаются ли инструменты поддержки, мне кажется очень правильным. За всякой поддержкой должен следовать мониторинг результатов и контроль. Год – это достаточное время, чтобы показать, есть ли основания продолжать ее оказывать.

 

– Что бы Вы могли сказать о задачах и перспективах группы «Новые исследователи»?

 

С.Ю.Рощин

Речь идет о том, чтобы предоставлять поддержку не только тем, кто входит в команду преподавателей, но и тем, кто начинает работу в различных институтах, центрах, лабораториях, занимаясь исследовательской деятельностью. В целом, я сторонник того, чтобы те люди, которые работают в университете, независимо от того, как они называются – преподавателями или сотрудниками научных центров, все равно занимались и исследованием, и преподаванием. Подчеркиваю, если они занимаются исследованиями, то было бы хорошо, чтобы они делились своими знаниями и достижениями в аудиториях. В этом особенность университета. Поэтому в идеале мне бы хотелось, чтобы  те коллеги, которые по статусу являются только исследователями, тем не менее, совмещали науку с преподавательской деятельностью.

Теперь о том, почему мы решили распространить институт «кадрового резерва» на новых исследователей, а не только на новых преподавателей.  У них ведь возникают те же самые проблемы. Люди начинают свою деятельность, и именно в этот момент необходимо поддерживать их, предоставляя соответствующие стимулы для развития академической карьеры. Во многих научных подразделениях есть конкретные задачи, проекты, которые надо выполнять, и это может оказаться рутинной работой, которая требует концентрации всех ресурсов человека. Нужно ослабить материальные ограничения, чтобы были стимулы заниматься своим академическим развитием. Мне кажется, что здесь тоже нужно оценивать результаты деятельности: происходит ли академическое продвижение, есть ли результаты в виде не только выполнения различных прикладных проектов, но и в виде серьезных академических публикаций, есть ли желание войти в аудиторию и так далее.

 

– Каким образом молодой исследователь или преподаватель может подойти к планированию своей академической карьеры?

 

С.Ю.Рощин

Карьера в академическом сообществе – это, в первую очередь, продвижение в профессиональной компетенции и мастерстве. Понятно, что существуют еще и должностные статусные позиции, но все равно в академической среде главное – академический результат. И с этой точки зрения сложнее говорить о планировании карьеры, надо говорить об ориентации на правильные стандарты. Человек должен развивать свою профессиональную компетентность таким образом, чтобы это позволяло ему выполнять академические работы на уровне передовых стандартов. Академическая карьера – это достижение академических результатов, серьезная научная работа, высокое качество преподавания.

 

– Часто молодые сотрудники не могут решиться даже начать работу над диссертацией. Что бы Вы посоветовали такому преподавателю или исследователю?

 

С.Ю.Рощин

Первое, о чем надо подумать – может быть, не надо считать, что ты пловец, если ты не решаешься войти в воду. Просто надо начать делать, здесь никаких других вариантов быть не может. Если ты не делаешь – это не твое поле.  Может быть, стоит сменить профессию.

 

– А если работа над диссертацией начата, но затягивается, появляется отношение к ней как к процессу, а не как результату?

 

С.Ю.Рощин

Конечно, научные исследования – это не такое простое дело. Надо распределять силы, намечать определенные сроки выхода на некоторые результаты, планировать реалистичные ресурсы, и таким образом все может получиться. Какие-то первые результаты, удачные или неудачные, всегда слишком абсолютизируются. Нет еще достаточного опыта удач и неудач. Задача руководителя как раз в том, чтобы показать место этого результата в потоке деятельности, соотнести его с тем, что уже достигнуто и с тем, что еще предстоит, чтобы планка была достаточно серьезной и высокой.

 

– Если молодой исследователь или преподаватель впервые попал в ГУ–ВШЭ, как ему сориентироваться в предоставляемых возможностях?

 

С.Ю.Рощин

Высшая школа экономики обладает достаточной, даже избыточной информацией о различных событиях, структурах, процессах, которые существуют в университете. Можно запутаться в этой структуре, но с другой стороны, это хорошо, потому что можно найти много различных архивов, представлено много результатов активности  - научной, учебной, можно многое понять о том, что читается, как читается, где читается, какие исследования ведутся.  Поэтому в первую очередь я бы ознакомился с ними, потому что, как во всяком обучении, нужно пройти этап самообучения, накопить некий информационный материал. Также очень важно академическое пространство, академическое поле, и здесь конечно важны профессиональные сетевые отношения. Здесь надо понять, чем ты хочешь заниматься, какие есть интересные темы, в какие команды ты можешь войти и с кем работать. Дальше нужно заниматься своим непосредственным делом – заниматься исследованиями и преподавать.

 

– В завершение нашего разговора, как бы Вы сформулировали послание молодым начинающим преподавателям?

 

С.Ю.Рощин

Современная ситуация и современная ситуация именно в Высшей школе экономики дает им массу возможностей, а будут они использованы или нет – это в первую очередь их дело.

 

 

 

 



 

 

Оставить своё мнение или сообщить об ошибке


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.