• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Список часто задаваемых вопросов

Вопросы по кадровому резерву

Вопросы по конкурсам кадрового резерва

Вопросы по проектно-учебным группам

Вопросы по стажировкам «Будущих профессоров»

 

Вопросы по группе высокого профессионального потенциала (Кадровый резерв НИУ ВШЭ)

Где можно ознакомиться с новой редакцией «Положения о группе высокого профессионального потенциала (кадровом резерве) в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»?

С текстом «Положения о группе высокого профессионального потенциала (кадровом резерве) в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» можно ознакомиться на сайте Управления академического развития в разделе «Документы».

Можно ли по окончании пребывания в кадровом резерве выдвигаться в него повторно?

После окончания 2-х летнего срока пребывания в какой-либо категории кадрового резерва вы имеете право выдвигаться в кадровый резерв в другую категорию при соблюдении необходимых условий и в установленном порядке (см. п. 4.10. Положения о кадровом резерве).

Максимальный срок пребывания в какой-либо категории группы высокого профессионального потенциала (кадровом резерве) — 2 года. При этом перевод на второй год в каждой категории осуществляется не автоматически, а по результатам индивидуального годового отчета, который рассматривается Кадровой комиссией ученого совета НИУ ВШЭ. При этом, если Кадровой комиссией принято решение не переводить участника на второй год пребывания ввиду низкой академической активности, он не имеет права выдвигаться в ту же категорию повторно и в течение 24 месяцев в другие категории.

Какие меры поддержки существуют для участников категории «Новые исследователи»?

Для участников категории «Новые исследователи» предусмотрено установление ежемесячных стимулирующих выплат. Размер выплат устанавливается ежегодно приказом ректора НИУ ВШЭ.

Из нефинансовых мер для участников данной категории предусмотрено участие в специальных мероприятиях, организованных для группы высокого профессионального потенциала: семинарах, курсах, конкурсах, тренингах и выездных школах, нацеленных на обсуждение стратегических целей и задач НИУ ВШЭ, развитие профессиональных и организационных навыков, подготовку к преподавательской деятельности и занятию более высоких преподавательских должностей.

Если в научно-учебной лаборатории есть студенты, работающие на полной ставке, выполняющие исследования, но оформлены они как операторы ЭВВМ, возможно ли выдвижение их в категорию «Новые исследователи»?

Категория «Новые исследователи» предусматривает выдвижение кандидатов, работающих на должностях стажеров-исследователей и научных работников (младший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник). Должность оператор ЭВВМ к ним не относится, поэтому выдвижение сотрудников, оформленных на эту должность, невозможно.

Если человек на 0,5 ставки оформлен в научно-учебной лаборатории, и на 0,5 ставки — на кафедре, возможно ли его выдвижение в категорию «Новые исследователи»?

Категория «Новые исследователи» распространяется только на кандидатов, работающих на научной должности в научных подразделениях НИУ ВШЭ на полной ставке.

Я начал работать в лаборатории, будучи студентом бакалавриата, на должности стажера-исследователя на полную ставку больше 2 лет назад, но только сейчас у меня появились необходимые наработки для того, чтобы выдвигаться по категории «Новые исследователи». Имею ли я право подавать документы в данную категорию, учитывая, что мой стаж работы в научном подразделении превышает 24 месяца?

Да, Вы имеете право выдвигаться в категорию «Новые исследователи», поскольку для студентов, получающих высшее образование впервые и работающих стажерами-исследователями во время обучения, при отборе учитывается стаж работы на должности стажера-исследователя, начиная с момента завершения обучения по программе высшего образования.

Если я ухожу в отпуск по уходу за ребенком, буду ли я отчислена из кадрового резерва и смогу ли я потом восстановиться?

Исключение из кадрового резерва предполагается в случае, если Вы уходите в отпуск более чем на 4 месяца (отпуск менее 4 месяцев не является основанием для Вашего исключения). При этом предварительно Вы должны уведомить Управление академического развития не менее чем за 10 дней о том, что Вы уходите в длительный отпуск. Ваше исключение из кадрового резерва оформляется приказом с момента начала отпуска и указанием соответствующей даты. С этой же даты прекращаются стимулирующие выплаты (для категорий «Новые преподаватели» и «Новые исследователи»).

Затем Вы можете восстановиться в составе группы в той же категории в течение года после выхода из отпуска, обратившись в Управление академического развития с заявлением на имя курирующего проректора с просьбой о восстановлении. С момента восстановления возобновляются и выплаты (для категорий «Новые преподаватели» и «Новые исследователи»). Восстановление происходит с той же даты, которой Вы были отчислены, и до конца года. Восстановление происходит вне квот и вне конкурса, а также без ограничений по возрасту. Примерную форму заявления на восстановление можно скачать тут: Примерная форма заявления на восстановление в КР.docx.

Выплачивается ли надбавка кадрового резерва в период отпуска?

Надбавка кадрового резерва входит в заработную плату сотрудника и согласно установленным правилам выплачивается пропорционально фактически отработанным часам (то есть, в период отпуска она не выплачивается). При этом надбавка члену кадрового резерва входит в расчет средней заработной платы (при расчете отпускных, командировочных).

Как я могу получить сокращение учебной нагрузки на 25%?

Сокращение учебной нагрузки возможно для категорий «Новые преподаватели» и «Будущие профессора» только по согласованию с руководством подразделения, в котором Вы работаете, то есть при условии, что руководитель имеет возможность снизить Вам нагрузку на 25% без перераспределения ее другим преподавателям.

Шаг 1.
Преподаватель согласовывает с руководителем снижение нагрузки на 25% в период планирования нагрузки (в июле). В течение года также возможна корректировка существующего ИУП (индивидуального учебного плана).
Шаг 2.
Преподаватель обращается к менеджеру учебного офиса, который вносит изменения в ИУП преподавателя в АСАВ о снижении нагрузки.
Шаг 3.
ИУП распечатывается, преподаватель и его руководитель подписывают этот план.
Примечания:
Если есть снижение нагрузки, и оно зафиксировано в ИУП, надбавка и зарплата остаются полными.

Мне не выплатили надбавку за определенный период. С чем это может быть связано?

Для выяснения причин отсутствия выплаты надбавки Вам необходимо взять расчетный лист в Управлении бухгалтерского учета за нужный Вам период и посмотреть, указан ли в списке начислений «Стартовый грант» (строка № 232).

Если данная строка есть, то проблема может быть вызвана следующим:

а) проблема с банком, и Вам необходимо будет обратиться туда за разъяснениями;

б) надбавка кадрового резерва начислена, но Вам не пришли начисления по каким-то другим источникам — проектам, ГПД и др. (такая путаница в начислениях случается, если сотрудник задействован в нескольких подразделениях, проектах).

Если указанной строки в списке нет, то надбавка может быть не начислена по следующим причинам:

а) у Вас поменялось подразделение, должность, размер ставки или было какое-то иное кадровое изменение (об этом необходимо сообщить в Управление академического развития). При любом кадровом изменении система автоматически ограничивает выплату;

б) в указанный период Вы были в отпуске, на стажировке, в командировке. А поскольку надбавка выплачивается пропорционально отработанным часам, то в этот период она начисляться не будет.

Если я работаю на ставке с неполным рабочим днем, могу ли я выдвигаться в категории «Новые исследователи»?

Да, Вы можете выдвигаться в состав кадрового резерва по категории «Новые исследователи». При этом стимулирующая выплата будет начисляться в зависимости от фактически отработанных часов.

Если я работаю преподавателем на договорной основе (количество часов соответствует ставке), могу ли я выдвигаться в состав кадрового резерва?

Нет, в состав кадрового резерва по категории «Новые преподаватели» могут выдвигаться только штатные преподаватели НИУ ВШЭ, работающие на полную ставку (не более 24 месяцев) и возраст которых не превышает 30 лет.

Где можно найти форму индивидуальной заявки кандидата в члены группы высокого профессионального потенциала?

Формы документов для кандидатов будут открыты в их личных кабинетах в период проведения кампании по набору в состав группы высокого профессионального потенциала с 15 октября по 10 ноября (https://www.hse.ru/user/). С подробными алгоритмами и деталями подачи документов в состав кадрового резерва можно ознакомиться на странице сайта академического развития: http://academics.hse.ru/help/reserve

Каковы действия подразделений (кафедры, лаборатории и т.д.) для подготовки и оформления документов по набору в Кадровый резерв?

С памяткой для подразделений о том, как оформить документы по набору в группу высокого профессионального потенциала, можно познакомиться здесь.

 

Вопросы по конкурсам кадрового резерва

Общее о конкурсах кадрового резерва

Кто может принять участие в конкурсах кадрового резерва?

Во всех конкурсах КР могут принимать участие не только члены кадрового резерва текущего года, но и резервисты прошлых лет, успешно закончившие свое пребывание. Единственное исключение — роль руководителя обязательно должна быть закреплена за действующим участником КР.

К организации и проведению семинара или разработке проекта могу привлекаться и другие специалисты (кроме членов проектной или организационной группы), что должно быть указано в заявке.

Может ли один человек участвовать в обоих конкурсах сразу, или фигурировать в нескольких заявках на один конкурс?

Можно участвовать в конкурсах МНС и ИОП параллельно, но нельзя участвовать в подаче нескольких заявок в рамках одного конкурса.

Есть идея! Как найти единомышленников?

1. Посмотреть персональные страницы членов кадрового резерва. Резервистам со схожими профессиональными интересами написать письмо и рассказать о своей задумке;
2. Попросить в Управлении академического развития электронные адреса резервистов и сделать общую рассылку с приглашением присоединиться.

Конкурс междисциплинарных семинаров в филиалах

Кто должен входить в организационную группу МНС?

Существуют формальные требования к составу группы — организаторов междисциплинарного семинара:

  1. Состав группы не менее 5 человек — резервистов.
  2. В группу обязательно должны входить представители не менее двух структурных подразделений. Схожие факультеты, но из разных кампусов засчитываются как два структурных подразделения.
  3. В группу обязательно должны входить 2 резервиста из категории «Будущие профессора»;
  4. В группе обязательно должны присутствовать участники как минимум из двух кампусов Вышки, не считая Москву. При этом из Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода должно быть не менее двух резервистов (или экс — резервистов), а из Пермского кампуса — как минимум один.

Иными словами, на конкурс могут быть поданы заявки с таким составом участников: (1) по два участника из Нижегородской и Питерской Вышки, не считая иных участников; (2) либо два участника из Нижнего Новгорода (или Санкт-Петербурга) и один представитель Перми, не считая иных участников; (3) либо по одному участнику из каждого кампуса НИУ ВШЭ, не считая иных участников.

Какие документы нужно подать, чтобы стать участником конкурса МНС?

  • Заявку на участие в Конкурсе в электронном виде и в бумажном виде, подписанную руководителем организационной группы (в одном экземпляре);
  • Письмо руководителя филиала НИУ ВШЭ с подтверждением возможности проведения Семинара в установленное в заявке время на базе филиала НИУ ВШЭ.

По каким критериям оценивают заявку МНС?

  • Целесообразность проведения Семинара;
  • актуальность проблематики для НИУ ВШЭ;
  • направленность семинара на развитие профессиональных навыков и формирование академических связей преподавателей НИУ ВШЭ;
  • квалификация организационной группы;
  • степень проработанности программы Семинара, включая ясность и полноту изложения.

Как выбирают победителей МНС?

Все заявки проходят закрытую заочную экспертизу. На основании сводных результатов экспертных заключений жюри определяет победителей.

Сколько может быть заявок — победителей МНС?

В конкурсе МНС может быть не более 4 заявок — победителей. Жюри оставляет за собой право уменьшить количество призовых мест.

В какие сроки лучше планировать междисциплинарный семинар?

Семинар лучше планировать через месяц после оглашения результатов конкурса. В весенний цикл это — вторая половина мая — начало июня, в осенний цикл — вторая половина сентября — первая половина октября. Это оптимальные сроки, когда вы сможете оформить и получить необходимое финансирование для организации семинара, на высоком уровне подготовить и провести мероприятие, а также в установленные сроки и качественно подготовить итоговый отчет.

Что должно быть отражено в итоговом отчете МНС?

В итоговом отчете МНС должны быть четко прописаны содержание, результативность семинара и возможность распространения полученного опыта не только для университета, но и для каждого участника конкурса. К отчету обязательно должны прилагаться все материалы, которые имели отношение к выполнению мероприятия.

По каким критериям оценивают итоговый отчет МНС?

1. Оценка целей семинара

  • Обоснование целей семинара
  • Соответствие полученных результатов заявленным целям семинара

2. Оценка проделанной работы

  • Качество исполнения предусмотренных семинаром мероприятий
  • Качество подготовки материалов, описывающих проведенные мероприятия

3. Общая оценка результатов семинара

  • Актуальность результатов для НИУ ВШЭ
  • Возможность применения полученных результатов в НИУ ВШЭ

 

Конкурс Инициативных образовательных проектов

Кто должен входить в проектную группу ИОП?

Проектный коллектив должен состоять не менее чем из 4 человек и включать представителей не менее трех факультетов НИУ ВШЭ и не менее двух категорий кадрового резерва.

Какие документы нужно подать, чтобы стать участником конкурса ИОП?

  • заявку на участие в Конкурсе в бумажном виде, подписанную руководителем проектного коллектива (в одном экземпляре);
  • анкету участника Конкурса в бумажном виде, подписанную членом проектного коллектива (в одном экземпляре на каждого члена проектного коллектива);
  • рекомендательные письма руководства факультетов, отделений факультетов или научных подразделений НИУ ВШЭ об актуальности инициативного образовательного проекта и компетентности членов проектного коллектива (по желанию).

По каким критериям оценивают заявку ИОП?

  • целесообразность реализации инициативного образовательного проекта;
  • актуальность проекта для НИУ ВШЭ;
  • возможность внедрения результатов проекта на нескольких факультетах и отделениях факультетов НИУ ВШЭ;
  • соответствие комплекса предусматриваемых проектом мероприятий ожидаемым результатам, их реализуемость с учетом имеющихся временных и организационных ресурсов;
  • квалификация проектного коллектива;
  • степень проработанности проекта, включая ясность и полноту изложения.

Как выбирают победителей ИОП?

Все заявки проходят закрытую оценку экспертов, оценку гостями на презентации проектов и оценку через онлайн голосование на сайте Управления академического развития. На основании сводных результатов экспертных заключений жюри определяет победителей.

Сколько может быть заявок — победителей ИОП?

В конкурсе ИОП может быть не более 3 заявок — победителей. Жюри оставляет за собой право уменьшить количество призовых мест.

Что нужно знать, чтобы правильно планировать работу проектной группы?

Работа над проектом проходит в четыре этапа:

  1. Подготовка заявки, ее одобрение, выплата авансовых выплат членам проектной группы, начало работ по проекту (апрель-май);
  2. Подготовка промежуточного отчета по проекту и его презентация, заочная экспертная оценка и получение обратной связи от экспертов, финансовые выплаты в случае положительного решения жюри, продолжение работы по проекту (июнь-август);
  3. Завершение работы по проекту, подготовка итогового отчета, закрытая экспертная оценка, получение обратной связи от экспертов, финансовые выплаты в случае положительного решения жюри (сентябрь — ноябрь).
  4. Презентация проекта в присутствии экспертов и членов жюри (февраль следующего года).

Что должно быть отражено в итоговом отчете ИОП?

В итоговом отчете ИОП должна содержаться общая информация о мероприятии с обоснованием его необходимости и актуальности, с описанием его целей и задачей, используемых ресурсах.

Должны быть четко прописаны содержание, результативность проекта, возможность распространения полученного опыта не только для университета, но и для каждого участника конкурса. К отчету обязательно должны прилагаться все материалы, которые имели отношение к реализации проекта.

По каким критериям оценивают итоговый отчет ИОП?

  • Обоснование целей проекта
  • Соответствие полученных результатов заявленным целям проекта
  • Качество исполнения предусмотренных проектом мероприятий
  • Актуальность результатов для НИУ ВШЭ
  • Возможность применения полученных результатов в НИУ ВШЭ

Что происходит с проектами ИОП, после того как конкурс завершен?

Они продолжают существовать и приносить пользу. Например, к таким проектам относятся сайты по количественным и качественным методам в социальных науках, комплекс по автоматизированному созданию индивидуализированных заданий, интерактивный курс молодого преподавателя в Вышке.

 

Вопросы по проектно-учебным группам

Что такое проектно-учебная группа?

Это группа, созданная под руководством специалистов-практиков, в том числе преподавателей-практиков, имеющих опыт реализации прикладных проектов в различных сферах деятельности. Группа создается для распространения опыта и передачи знаний руководителя студентам и аспирантам в ходе выполнения проектов. Формат работы проектно-учебной группы позволяет организовать в рамках учебного процесса деловой контакт студентов непосредственно с организациями-заказчиками, обеспечивающими финансовую поддержку проектов. Подробнее о проектно-учебных группах можно прочитать здесь.

Как происходит финансирование проектно-учебных групп?

Из двух источников: из бюджета НИУ ВШЭ и из средств, полученных от заказчика на реализацию определенного проекта. Для осуществления финансирования Заказчик должен заключить договор с НИУ ВШЭ на оказание услуг или выполнение работ.

Допускается ли заключение договора с заказчиком позже даты окончания работы группы по ТЗ?

Не допускается. Проект должен быть выполнен в сроки, которые указаны в ТЗ. Исключение составляют длительные контракты с министерствами и ведомствами.

Обязательно ли наличие Заказчика с внешним софинансированием проекта?

Финансирование проекта заинтересованными организациями обязательно.

Сколько по времени может работать группа? Сроки работы?

Срок работы проектно-учебной группы должен быть не менее 4 месяцев.

Какова должна быть пропорция объемов финансирования от заказчика и от НИУ ВШЭ?

Объем запрашиваемого от НИУ ВШЭ финансирования должен стремиться к соотношению 1:1 с объемом финансирования от заказчика.

Существует ли минимальный порог объема финансирования от заказчика?

Минимальный объем финансирования от заказчика должен составлять 70 000 руб.

Обязательно ли наличие студентов в проектно-учебной группе?

Создание ПУГ направлено на вовлечение студентов в проектную деятельность. Цель ПУГ — предоставление студентам возможности применить полученные в Университете теоретические знания путем работы в реальных проектах в различных сферах деятельности, поэтому наличие студентов обязательно.

Какое минимальное число студентов нужно привлечь к работе группы?

К работе группы должно быть привлечено не менее пяти студентов НИУ ВШЭ.

Возможно ли участие студентов из других вузов?

Участие студентов из других вузов возможно, но привлечение таких студентов должно быть обосновано объективными причинами. При этом количество студентов НИУ ВШЭ, привлеченных к выполнению проекта, должно быть не менее 5 человек.

Обязательно ли наличие внешнего эксперта (специалиста, не работающего в НИУ ВШЭ)?

Не обязательно. Если проектно-учебная группа нуждается во внешнем эксперте, то его привлекают к работе в ПУГ.

Могут ли филиалы участвовать в конкурсе на создание проектно-учебных групп?

Могут. 

Какие документы нужны для участия в конкурсе на создание проектно-учебных групп?

Для участия в конкурсе нужно заполнить Техническое задание (ТЗ) (Техническое задание). К ТЗ обязательно должно быть приложено CV руководителя, в котором отражены опыт и знания руководителя группы в области, связанной с тематикой планируемых работ или оказания услуг Заказчику. Также к ТЗ нужно обязательно приложить гарантийное письмо (или протокол о намерениях) от организации-заказчика, подтверждающее готовность финансирования проекта и востребованность результатов проекта заказчиком.

Кто может быть руководителем проектно-учебной группы?

Заявителем группы может быть сотрудник НИУ ВШЭ, допускается руководство ПУГ сотрудником других организаций, в этом случае вопрос с назначением руководителя решается в индивидуальном порядке.

Может ли лицо, являющееся руководителем организации-заказчика, быть руководителем проектно-учебной группы?

Нет, не может. К ТЗ должен быть приложен документ об отсутствии аффилированности, т.е. документ, в котором указано, что руководитель группы не является одновременно одним из руководителей или соучредителем предприятия-заказчика.

Как оцениваются результаты работы проектно-учебной группы? Кому группа представляет результаты своей работы?

Проектно-учебная группа подотчетна в своей деятельности не только заказчику, с которым непосредственно заключен договор, но и НИУ ВШЭ, в части учебной составляющей деятельности проектно-учебной группы. То есть, в отчетный период ПУГ необходимо отчитаться перед заказчиком, в оговоренном в договоре и ТЗ порядке, а также проектно-учебная группа должна представить результаты своей работы по установленной форме для ВШЭ в Управление академического развития. Результаты работы группы будут проанализированы комиссией. На основе анализа результатов работы проектно-учебной группы комиссия может порекомендовать создать проектно-учебную лабораторию. О том, что такое проектно-учебная лаборатория, можно прочитать тут.

 

Вопросы по стажировкам «Будущих профессоров»

Каким образом начисляются суточные и как выплачивается ЗП?

В период стажировки суточные начисляются в размере 2500 р. в день, выплаты зарплаты осуществляются по среднему размеру дохода из расчёта за 10 месяцев, предыдущих перед началом стажировки.

Поставление 812 о порядке выплаты суточных.rtf

Предельные нормы по проживанию.docx

Где посмотреть список университетов, куда лучше поехать на стажировку?

Университет или научный центр выбирается лично резервистом или же его научным руководителем согласно исследовательским интересам и предпочтениям научных школ. Но есть возможность воспользоваться опытом предшественников, изучив карту и отчёты по предыдущим стажировкам по ссылке http://academics.hse.ru/article/study_courses/map .

Какие сферы деятельности относятся к стажировке?

Виды сотрудничества категории Кадрового резерва «Будущие профессора» с ведущими мировыми университетами и научными центрами с целью сбора материала для докторской диссертации или PhD, углубления теоретической и практической подготовки, совершенствования профессиональных качеств путем освоения и использования новейших и уникальных научных методов, технологий и источников информации. Стажировки должны способствовать расширению научных контактов и интеллектуального сотрудничества, обмену научными идеями и развитию совместных исследований, созданию научных статей для публикации в международных научных изданиях, индексируемых в базах данных SCOPUS и Web of science, и анонсирования на международных конференциях, формированию новых курсов и методик преподавания.

Как оформить служебное задание на командировку?

Форма заполнения и алгоритм подготовки служебного задания представлены на официальном сайте НИУ ВШЭ — http://ir.hse.ru/staff/travel

Каковы крайние сроки подачи заявок?

Если начало стажировки планируется в 1 квартале (вторая половина марта) — до 1 февраля,

  • во 2 квартале (апрель — июнь) — до 25 февраля,
  • в 3 квартале (июль-сентябрь) — до 25 апреля,
  • в 4 квартале (октябрь — ноябрь включительно)-до 20 августа.

Какие документы требуются для получения визы?

В каждом индивидуальном случае это зависит от места прохождения стажировки: требований посольства принимающей страны на текущий момент времени.

Как оформить проезд на поезде или автобусе от аэропорта до университета за рубежом?

Проезд различными видами транспорта от аэропорта до места стажировки, если аэропорт находится в зоне региона стажировки, относится к категории «трансфер», прочие виды передвижения от Москвы (или в случае филиалов — Нижнего Новгорода, Перми, Санкт-Петербурга) до города, в котором проходит стажировка— к категории «проезд/перелет». Другие категории передвижения во время стажировки в оплату не входят.

Какие услуги в рамках стажировки оплачиваются университетом?

  • Проезд/перелет,
  • трансфер от аэропорта до места стажировки и обратно,
  • проживание,
  • медицинская страховка,
  • визовая поддержка,
  • регистрационный взнос / оплата обучения.

Возможно ли софинансирование программы стажировки западным университетом при участии НИУ ВШЭ?

Да, возможно, оформление осуществляется в индивидуальном порядке.

Можно ли проходить стажировку в нескольких странах и в нескольких университетах или научных центрах?

Да, можно, если стажировка будет происходить в один непрерывный период времени, сроком до 90 дней, один раз в году.

Возможно ли снимать квартиру или следует жить в гостинице?

Возможно, по договоренности с туроператором, при условии одноместного размещения, уровня обслуживания не ниже «3 звезды» и расположения в не более, чем 20 минутах транспортной доступности от места прохождения стажировки.

Возможно ли совместное прохождение стажировок с совместной общей подачей заявки?

Нет.

Что понимается под регистрационным взносом, стоимостью курса, гонораром?

Различные категории оплаты стоимости обучения, гонорара руководителя, документально подтверждённые прин


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!